30 сентября 2020 01:33

Находка с княжеским клеймом

В Забайкалье обнаружили рельс из делёкого прошлого

В конце февраля работники Завитинской механизированной дистанции инфраструктуры Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин обнаружили рельс конца XIX века.
Дмитрий Петрашко (слева) и Александр Белоусов передали находку в музей Забайкальской дороги
Железнодорожники демонтировали старый фундамент на участке предприятия на станции Сковородино Забайкальской дороги. Бетон разбивали гидромолотом и разгребали ковшом экскаватора. Вдруг среди обломков машинист железнодорожно-строительной машины Дмитрий Петрашко, начальник участка производства Александр Белоусов и наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов Александр Власов заметили отрезок рельса.
«Подошли, присмотрелись, а он не такой, как сейчас выпускают, меньше по размерам, и клеймо на нём: «КЗ КН Белосельского». Причём написано, как писали в позапрошлом веке. Видно, что очень старый. Не каждый день такое найдёшь», – вспоминает Александр Белоусов.

При этом, по его словам, отрезок оказался упругим и прочным: когда при разборке фундамента его зацепили ковшом экскаватора, рельс согнулся, но не сломался, потом сразу выпрямился, принял прежнюю форму. Металл был очень качественный, несмотря на то что пролежал в фундаменте намного больше века. А в бетон эту деталь в своё время, видимо, залили в качестве арматуры.

Рельс железнодорожники перенесли на участок эксплуатации, стали очищать и увидели дату, выбитую на металле: 1879 год.
«Воспользовались Интернетом. Оказалось, аббревиатура КЗ означает Катавский завод, а «КН Белосельского» – князя Белосельского. Первый выпуск таких рельсов состоялся в мае 1879 года, но найденный нами образец был датирован мартом того же года», – продолжает начальник участка.

Железнодорожники, посчитав находку исторически ценной, сразу написали рапорт и сообщили детали и.о. начальника Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин по Забайкальскому региону Алексею Власову.
«Работники Завитинской механизированной дистанции инфраструктуры, обнаружив редкий рельс, не скрыли находку. Они посчитали, что она – достояние Забайкальской дороги, и добровольно, из патриотических побуждений, предложили передать её в музей магистрали. И мне как работодателю это очень приятно», – отметил Алексей Власов. 19 марта он направил письмо на имя начальника Забайкальской дороги Александра Скачкова с просьбой рассмотреть возможность поощрения работников Дмитрия Петрашко, Александра Белоусова и Александра Власова, а также передать рельс в музей ЗабЖД.

Сергей Донцов,
соб. корр. «Гудка»
Чита
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30