29 сентября 2020 14:53

Железная дорога – это моя жизнь

Пути приходилось прокладывать в болотах, горах и степях

Почётный железнодорожник, заслуженный строитель, почётный транспортный строитель, почётный строитель Байконура генерал-полковник российских вооружённых сил Николай Кошман 5 апреля отмечает 75-летие.
Николай Кошман награждён орденами «Красной Звезды», «За службу в Вооружённых силах III степени», «За боевые заслуги», имеет более 40 медалей
Широкой общественности юбиляр запомнился в период работы на должностях заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя Правительства РФ в Чеченской Республике, председателя Госстроя России. Однако железнодорожной службе он отдал гораздо больше времени – более 43 лет.
«Железная дорога – это моя жизнь. Пусть это звучит высокопарно, но других сравнений не нахожу», – рассказал «Гудку» Николай Кошман.

Детство прошло на Украине, в селе Мироновка Кировоградской области. Отец воевал танкистом, горел, имел боевые награды, мать немцы чуть не угнали на работу в Германию.
«Воспитание было серьёзным, дурака не валяли. Воды скотине наносить, хлев почистить, отогнать корову в поле, заготовить дров – всё, что необходимо сделать в деревенском доме, лежало на плечах детей», – вспоминает юбиляр.

Окончив школу с похвальной грамотой, отучился в Днепропетровском автомобильном техникуме. Призвали в армию, отправили на Дальний Восток, где предложили продолжить учёбу в военном вузе. В 1966 году с отличием окончил Дальневосточное автомобильное командно-инженерное училище в Уссурийске Приморского края, после чего был направлен служить в Железнодорожные войска.
«В частях тогда было много офицеров, воевавших на фронтах Великой Отечественной. Их проверенные в боях методы обучения помогали быстро и точно постигать суть военной профессии. А требовательность и отзывчивость являли пример поведения настоящего командира», – говорит Николай Павлович.

Через три года он поступил на факультет «Восстановление и строительство железных дорог» Военной академии тыла и транспорта в Ленинграде. После её окончания строил железные дороги в Сибири, Центральной Азии, на Дальнем Востоке.

Почти пять лет, до сдачи линии в эксплуатацию, работал в должности командира части на строительстве участка Тюмень – Сургут. Принимая атаки бесчисленных армий мошки и комаров летом, перенося суровые холода зимой, военные железнодорожники прорубались сквозь тайгу, прокладывали путь через непроходимые болота, в которых вязли гусеничные тягачи.

Перебросили на строительство южного обхода Свердловска. Перегон Седельниково – Решёты. Среди скал и болот отсыпали земляное полотно, возводили искусственные сооружения, укладывали верхнее строение пути, устанавливали опоры контактной сети.

Бригада, в которой подполковник Кошман служил главным инженером, за пять лет построила более 400 км путей для подготовки к запуску космического челнока «Буран» на космодроме Байконур.

После этого Николай Кошман был назначен командиром бригады, базировавшейся в городе Свободном Амурской области. Занимались электрификацией Забайкальской дороги. Котлованы под опоры делали в скалах. Частота движения – 80–84 пары поездов сутки. Бурили, закладывали взрывчатку, дожидались прохождения последнего вагона – взрывали и успевали вычистить пути от рассыпавшихся осколков породы до подхода следующего поезда.
«Николай Павлович возглавил бригаду, считавшуюся одной из худших в Железнодорожных войсках, – вспоминает генерал-полковник запаса, исполнительный директор Общества российско-китайской дружбы Виталий Азаров, в те годы занимавший должность помощника начальника политуправления Железнодорожных войск по комсомольской работе. – И поставил дело так, что уже через несколько месяцев бригада вошла в число передовых по всем показателям».

После электрификации Транссиба достраивал объекты БАМа.
«Везде и всегда мы работали в связке с гражданскими железнодорожниками. И я не помню, чтобы были какие-то моменты взаимного непонимания», – рассказывает Николай Кошман.

Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Входил в состав оперативной группы по ликвидации последствий взрывов на железных дорогах в Свердловске и Арзамасе.

В 1994 году был направлен на восстановление железнодорожного сообщения в Чечне. Шла война с боевиками. В апреле 1995-го первоочередной задачей было спасти от разрушения железнодорожный мост через Терек – стратегически важный объект, открывающий прямой путь от Червлённой на Гудермес и Грозный, ключевое к тому моменту направление движения воинских частей. Длина – 354 метра, очень сложные для строительства берега. Если мост взорвут – понадобится не меньше года, чтобы его восстановить.

Собрали разведданные: переход охраняется боевиками. Перед отбытием из Червлённой повредили все линии связи, поставили охрану, чтобы никто не восстановил и не предупредил бандитов. Ночью двинулись на поезде к мосту, на подходе снизили скорость до 5 км/ч. Перед локомотивом – платформа с двумя фонарями и переодетыми в гражданку бойцами с рацией. В составе ещё несколько платформ с материалами для восстановления пути, пассажирские вагоны, в которых военные железнодорожники и отряд ОМОНа.

Над рекой и побережьем туман, у моста никого. Зашли в домик для охраны – пусто. Но ещё сохранявшееся в помещении тепло свидетельствовало: люди недавно были. Позже узнали, что охранники ушли развлекаться в контролируемое боевиками соседнее село.

На чётном и нечётном путях моста стояли на тормозных башмаках по две восьмиосные цистерны с горючим. Со стороны Гудермеса противником было установлено 16 противотанковых мин: готовились разрушить переход, пустив с возвышенности вагоны, которые заставят детонировать взрывчатку и топливо в цистернах.

Мины сняли, цистерны убрали, заняли оборону. На путях перед своей позицией поставили несколько платформ, гружённых песком, шпалами, рельсами, другим восстановительным материалом. Со стороны противника появился состав из 14 гружённых металлоломом и зерном вагонов, разнесший тараном установленные на путях заграждения. Боевики пошли в атаку, но её удалось отбить.

Николай Кошман приказал расшить пути перед мостом и отвести их в поле. Работы закончили вовремя: на таран вышел уже 34-вагонный поезд, который благополучно ушёл в степь без вреда для обороняющихся. Боевые действия продолжались ещё несколько дней, но военные железнодорожники при поддержке бойцов ОМОНа и подошедшего подкрепления мост отстояли.
Разрушенная войной железнодорожная инфраструктура Чечни была восстановлена под руководством заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя Правительства РФ в Чеченской Республике генерал-полковника Николая Кошмана в самые короткие сроки.
В должности председателя правительства Чеченской Республики решал вопросы восстановления домов и промышленных объектов, систем энергоснабжения, водоснабжения и связи. Особое внимание уделял образованию, здравоохранению, сельскому хозяйству.
В 1996 году стал заместителем министра путей сообщения РФ. В 1997-м возглавил Федеральную службу специального строительства. В 1999 году занял должность заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя Правительства РФ в Чеченской Республике. В 2003 году назначен председателем Госстроя РФ. В 2005 году уволился в запас.
«Мы знакомы больше 30 лет. Он очень сильный человек. Уверен: все, кто хоть немного знает Кошмана, без сомнений пойдут с ним в разведку. Вопрос: всех ли возьмёт?» – говорит Виталий Азаров.
Сегодня Николай Павлович возглавляет Ассоциацию строителей России – общественную организацию, способствующую выстраиванию диалога между строительным компаниями и властью, внедрению новых материалов и технологий в строительном комплексе страны. Много внимания уделяет вопросам строительства в отрасли железнодорожного транспорта.
«Там, где идёт железная дорога, есть потенциал для развития, – делится с «Гудком» юбиляр. – Она – каркас, хребет экономики и социальной сферы, особенно на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, с которыми связано будущее нашей страны».
Николай Кошман награждён орденами «Красной Звезды», «За службу в Вооружённых силах III степени», «За боевые заслуги», имеет более 40 медалей различных ведомств и регионов, является лауреатом премии Правительства РФ в области строительства.
Александр Зубов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30