30 сентября 2020 21:42

Следи за собой, будь осторожен

Уровень производственного травматизма зависит от условий труда

За последние пять лет уровень производственного травматизма в ОАО «РЖД» снизился на 51,1%, а количество случаев гибели работников сократилось на 53,4%. Однако проблемы в сфере обеспечения безопасности производственного процесса на предприятиях сети всё ещё есть. В них разбирались участники круглого стола «Актуальные проблемы в области охраны труда на железнодорожном транспорте», состоявшегося 27 марта в Роспрофжеле.
По данным Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», в 2018 году на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда компанией было выделено 22,6 млрд руб. Для сравнения: в 2017 году общие расходы на эти цели составили 20,1 млрд руб.
«В прошлом году специальная оценка условий труда была проведена на 56 тыс. рабочих мест, в целом условия труда были улучшены на 35 тыс. рабочих мест», – отметил начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов.

Как ранее рассказывал «Гудку» глава Роспрофжела Николай Никифоров, реальное улучшение условий труда происходит там, где внедряются новые технологии, применяются современные средства защиты. «На некоторых рабочих местах класс вредности снизился только благодаря тому, что методика СОУТ не учитывает факторы, которые учитывались ранее при проведении аттестации рабочего места. Соответственно, происходит снижение льгот, гарантий и компенсаций у работников, хотя фактически их рабочее место не стало менее вредным и условия труда не изменились. По изменению методики проведения СОУТ решение пока не найдено», – пояснял он.

Чтобы люди ничего не теряли из-за необоснованного снижения класса вредности и размеров стимулирующих выплат, в компании действует дополнение к Коллективному договору и распоряжение «О повышенной оплате труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», по которому им компенсируют эти потери.

В компании ежегодно снижается уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. Так, в 2017 году в результате несчастных случаев на сети пострадали 182 работника, 26 из них погибли. В прошлом году были травмированы 168 железнодорожников, 21 погиб. Наибольшее число погибших в прошлом году было зафиксировано в хозяйствах пути (8 человек) и энергоснабжения (6 человек).
«Тенденция снижения уровня производственного травматизма налицо. Но сам факт того, что люди продолжают получать на производстве смертельные травмы, удручает. Даже гибель одного человека – это трагедия», – заметил председатель Роспрофжела Николай Никифоров.

Случаи травмирования работников зафиксированы и в этом году. По словам Николая Никифорова, в Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» допущено пять несчастных случаев на производстве, из них три – с летальным исходом.
«Начинаем разбираться в причинах – выясняется, что где-то не хватает средств индивидуальной защиты, где-то – качественного ручного инструмента и средств малой механизации. Конечно, человеческий фактор никто не отменяет. Но чтобы человек достойно выполнял свою работу и при этом мог не переживать за своё здоровье, важно обеспечить ему качественные условия труда», – пояснил Николай Никифоров. Он уточнил, что в 2018 году серьёзных замечаний по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) с мест не поступало. Большую роль в этом сыграла усовершенствованная процедура их выдачи. Напомним, в прошлом году бизнес-процесс обеспечения работников СИЗ был автоматизирован, что позволило контролировать его на всех уровнях и оперативно отслеживать потребность работников в спецодежде.

Как рассказал начальник управления лёгкой, лесной промышленности и прочих материалов Росжелдорснаба Иван Гаврютенков, в I квартале 2019 года план поставки СИЗ составляет 1,6 млрд руб., на текущий момент он выполнен на 93%. В полном объёме СИЗ поступят на материальные склады филиалов компании до 15 апреля.

К слову, с апреля на сеть начнут поступать первые комплекты из новой коллекции спецодежды, которая обеспечивает более высокую степень защиты.

Как рассказал главный технический инспектор труда дорпрофжела на Свердловской дороге Александр Лялин, общая укомплектованность средствами малой механизации в дорожных предприятиях хозяйства пути составляет лишь 74%, а в Каменск-Уральской дистанции пути, где 1 января 2019 года было допущено крушение грузового поезда, и вовсе 36,8%. Кроме того, не хватает путевых машин и дрезин, а также простого ручного инструмента – бойков для молотков, костыльных ломов.
«Монтёрам пути приходится самим делать черенки для молотков из растущих у дороги деревьев. Вот на что они вынуждены тратить рабочее время, снижая тем самым производительность труда, – подчеркнул Александр Лялин. – Работники не озвучивают эти проблемы, потому что опасаются лишиться работы. Но замалчивать такие ситуации нельзя, ведь это может привести к трагедии».

На некоторых предприятиях есть проблемы в части санитарно-бытового обеспечения работников. В частности, есть замечания по подключению пунктов обогрева и табельных к системам жизнеобеспечения (электроснабжению, водоснабжению и водоотведению). Например, на Забайкальской дороге электрифицировано только 11,7% пунктов обогрева (123 из 1054).

Важную роль в организации контроля за соблюдением трудового законодательства в части охраны труда в коллективах играют уполномоченные по охране труда Роспрофжела: большинство недостатков выявляется и устраняется именно ими.

По состоянию на 15 марта 2019 года в компании свыше 17 тыс. уполномоченных по охране труда.

С этого года им положена ежеквартальная премия – от 500 до 3 тыс. руб. Она выплачивается, если за три месяца в их структурном подразделении не было случаев производственного травматизма, а также отсутствуют замечания или штрафные санкции за нарушения в области охраны труда со стороны проверяющих госорганов и ОАО «РЖД».

Юлия Соловьёва

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30