29 сентября 2020 15:16

Сценарии для сети

Программа развития РЖД подразумевает глубокую интеграцию с городским транспортом

19 марта Правительство РФ опубликовало распоряжение, одобряющее Долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР), теперь ожидается, что она будет утверждена на одном из заседаний совета директоров компании. Документ предполагает, что совокупная выручка госкомпании за период действия программы достигнет 15,65 трлн руб. по базовому сценарию и 16,84 трлн по оптимистичному.
Для сравнения, за 2018 год выручка ОАО «РЖД» по российским стандартам бухгалтерского учёта (РСБУ) составила 1,79 трлн руб. (против 1,69 трлн руб. в 2017-м). Ранее генеральный директор – председатель Правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров назвал ДПР ключевым документом, который создаёт предпосылки для активного развития компании.
«Благодаря этому документу мы сможем привлечь порядка 4 трлн руб. у инвесторов. Это сигнал рынку, сигнал производителям, что начинается очень активная работа», – подчеркнул глава РЖД.

Он также отметил, что чистая прибыль компании по РСБУ за прошлый год оказалась выше ожиданий – 18,4 млрд руб.

Советник первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Вадима Михайлова Фёдор Пехтерев (ранее – генеральный директор Института экономики и развития транспорта, принимавшего непосредственное участие в разработках как инвестиционных программ РЖД, так и ДПР компании) рассказал «Гудку», что ДПР составлялась с учётом возможностей компании, её доходов, а также с формированием ежегодных инвестиционных программ.
«В ДПР всё сбалансированно, поэтому необходимо сейчас просто разработать план действий – по развитию инфраструктуры, поставкам подвижного состава. Осталась, по сути, организационная часть – формирование подробной дорожной карты и дальнейшее её утверждение на совете директоров РЖД. Но когда ДПР ещё разрабатывалась, расставлялись определённые приоритеты, в соответствии с которыми она и будет реализовываться», – сообщил Фёдор Пехтерев.

Общий размер инвестиционных затрат ОАО «РЖД» на 2019–2025 годы внушителен – по базовому сценарию он составляет 4,67 трлн руб. Изучены проекты, которые потенциально могут быть реализованы частично за счёт сторонних инвесторов, их участие оценивается в размере 3,98 трлн руб. Таким образом, общий объём финансирования инвестиционной программы до 2025 года с учётом средств прочих инвесторов оценивается в 8,65 трлн руб. По оптимистичному же сценарию инвестиционные затраты ОАО «РЖД» на период действия программы запланированы на уровне 5,78 трлн руб. (с учётом средств прочих инвесторов – 9,77 трлн руб.).

Фёдор Пехтерев также отметил, что ДПР РЖД, как и прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2024 года, подготовленный Минэкономразвития, учитывает два сценария развития.
«В нашем случае это базовый и оптимистичный (у Минэкономразвития – базовый и консервативный, последний предполагает существенное замедление темпов роста экономики и является, по сути, пессимистичным сценарием. – Ред.). За основу мы берём базовый сценарий, однако ряд определённых факторов – высокие операционные и финансовые результаты компании, благоприятная рыночная конъюнктура могут качнуть «весы» в сторону оптимистичного сценария. Результаты I квартала подведены ещё не полностью, но можно сказать, что оперативные данные весьма позитивны. Не могу пока гарантировать, что к концу года мы сможем выйти на оптимистичный сценарий, но есть все предпосылки для того, что он превысит базовый вариант», – подчеркнул Фёдор Пехтерев.

Главные инфраструктурные инвестиционные проекты, вошедшие в программу, обсуждаются как в отрасли, так и на страницах «Гудка» не один год, почти все они уже реализуются на практике. В прошлом году госкомпания сосредоточила свои силы, помимо прочего, на реализации второго этапа развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей и подходах к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). Теперь реализация этих проектов продолжится в рамках ДПР. Модернизация БАМа и Транссиба предполагает, во исполнение Указа президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (майский указ), развитие пропускных и провозных способностей до 180 млн тонн к 2024 году. При этом по итогам 2025 года будут обеспечены перевозки в восточном направлении в размере 210 млн тонн. Инвестиции до 2025 года вне зависимости от сценария составят 182,5 млрд руб. Ещё один важный пункт ДПР – модернизация подходов к морским воротам страны. На развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам АЧБ и Северо-Западного бассейна предполагается направить 62,49 и 224,87 млрд руб. соответственно (по оптимистичному сценарию – 92,6 и 224,87 млрд руб.).

Особое внимание в ДПР уделяется интеграции железной дороги с городским транспортом. В рамках проекта развития Центрального транспортного узла (ЦТУ) будут реализованы проекты развития Московских центральных диаметров (МЦД), в том числе МЦД-1 (Одинцово – Лобня) и МЦД-2 (Нахабино – Подольск), организовано движение поездов по Московскому центральному кольцу с четырёхминутным интервалом, завершены проекты развития горьковского, ярославского, смоленского и киевского направлений, интегрированы остановочные пункты радиальных направлений с Московским центральным кольцом (рижское, ярославское и павелецкое направления), а также обеспечено строительство новых остановочных пунктов на киевском, курском и октябрьском направлениях. Кроме того, в соответствии с решениями, принятыми на совещании у премьер-министра РФ 29 октября 2018 года, рассматривается вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по развитию ЦТУ в 2022–2024 годах в размере до 120 млрд руб. за счёт средств федерального бюджета. В случае подтверждения выделения указанных средств параметры инвестиционного проекта инвестиционной программы будут увеличены на соответствующую сумму. На сегодняшний день объём вложений в развитие ЦТУ по любому из сценариев запланирован на уровне 476,69 млрд руб.

Ещё один пункт майского указа, отражённый в ДПР, – расширение инфраструктурных мощностей для увеличения транзитного контейнеропотока в четыре раза (примерно до 2 млн TEU), а также для сокращения времени перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы страны до одной недели к 2024 году. И базовый, и оптимистичный сценарии предполагают направление на эти цели с 2019 по 2023 год 202,32 млрд руб.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин рассказал «Гудку», что его структура проводила экспертизу ДПР в период её подготовки.
«Документ подготовлен очень тщательно, и мы оценили его весьма позитивно. На мой взгляд, наибольшую дискуссионность несёт вопрос организации высокоскоростного коридора «Евразия» (бюджет российской части проекта ВСМ Москва – Казань, Казань – Екатеринбург, Екатеринбург – Челябинск и Москва – Красное также заложен в программу и составляет, по обоим сценариям, 2,47 трлн руб. – Ред.) Конкуренция в пассажирском сегменте между различными видами транспорта весьма высока, и после очередного витка развития дальнего и регионального авиасообщения железная дорога просто не сможет соответствовать требованиям рынка. Этот сегмент развивается высокими темпами как в Китае, так и в Европе. Но в России high-speed rail всё ещё отсутствует», – посетовал Михаил Блинкин.

Запланированный в ДПР рост доходов РЖД обусловлен по большей части предполагаемым ростом погрузки до 1,677 млрд тонн (1526 млрд тонн по базовому сценарию) в 2025 году. Для сравнения: по итогам прошлого года рост погрузки составил 1,289 млрд тонн. Планируется, что драйвером роста погрузки, как и сейчас, останется экспортируемый уголь – объёмы погрузки этой номенклатуры должны вырасти с 375,7 млн тонн в 2018 году до 500 млн тонн (475,3 млрд тонн по базовому сценарию) в 2025 году. Другие грузы, массово вывозимые на зарубежные рынки, займут в структуре погрузки более скромные позиции. Погрузка нефтяных грузов должна вырасти с 234 до 262,3 млн тонн (до 244,3 млн тонн по базовому сценарию). Объём хлебных грузов на железной дороге, как предполагается, вырастет с 29,5 млн тонн в 2018 году до 37,5 млн (30 млн тонн по базовому сценарию) в 2025 году. В то же время предполагается более чем двукратный рост выручки от перевозки транзитных грузов (с учётом АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» и АО «РЖД Логистика») – с 64,8 млрд руб. в 2018 году до 152,7 млрд в 2025 году.

Оба сценария ДПР предполагают рост числа пассажиров поездов дальнего следования со 108,5 млн в прошлом году до 142,5 млн в 2025-м. А вот в пригородном сообщении целевые показатели сценариев различаются: если в 2018 году количество пассажиров в сегменте составило 1,025 млрд, то в 2025 году оно ожидается на уровне 1,164 млрд человек или 1,276 млрд пассажиров по базовому или оптимистичному сценарию соответственно.

Фёдор Пехтерев также отметил, что ещё одним важным направлением ДПР является освоение новых территорий.
«Буквально вчера в РЖД прошло заседание научно-технического совета, на котором рассматривалась реализация инвестпроекта строительства Северного широтного хода. Выполнение всех мероприятий инвестпроекта, включая главное – строительство железной дороги Салехард – Надым, даст огромный мультипликативный эффект, что мы заложили сегодня в расчёт экономической эффективности этого проекта. А позавчера РЖД подписали инвестиционное соглашение с АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино» о строительстве железнодорожной линии к Элегестскому месторождению, госкомпания выступит в этом проекте генподрядчиком. Это является классическим примером освоения новых территорий, если проект будет реализован, то это даст высокий мультипликативный эффект для экономики страны», – подчеркнул Фёдор Пехтерев.

Помимо прочего в ДПР говорится, что «для населения нашей страны расширение перевозочного и логистического бизнеса, строительство железнодорожных линий и развитие промышленности приведут к созданию новых рабочих мест и повышению качества жизни». Количество создаваемых рабочих мест, впрочем, пока ещё уточняется.
«Для работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги» будет обеспечено долгосрочное поддержание высокого социального статуса и престижности работы в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги». Реализация программы позволит повысить конкурентоспособность, производственную и коммерческую эффективность ОАО «РЖД», – отмечается в ДПР.

Константин Мозговой

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30