20 июня 2019 18:27

Позиция

Сергей Фурсов,
руководитель дирекции по внедрению и сопровождению микропроцессорных систем управления ЖАТ ОАО «ЭЛТЕЗА»:

Цифровое оборудование и алгоритмы при всём их разнообразии принесли новые функциональные возможности в реализации систем управления движением поездов, но сами по себе являются достаточно дорогостоящими и дают реальный технико-экономический эффект только при комплексном подходе в разработке, проектировании, строительстве и эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла.
При построении системы управления набор её компонентов должен обеспечивать наиболее оптимальное решение для конкретного участка с учётом всех его особенностей. Так, реализация МПЦ на основе распределённого расположения оборудования системы объектных контроллеров, рельсовых цепей с устройствами кодирования, каналообразующих устройств сетей передачи данных, встроенных систем самодиагностики позволяет значительно минимизировать строительные расходы. Это достигается главным образом за счёт экономии кабеля. При этом шкафы или модули концентрации оборудования устанавливаются в горловинах, маневровых районах станций в непосредственной близости от управляемых объектов (стрелок, светофоров, концов рельсовых цепей), с укладкой управляющих кабелей минимальной длины. Для организации дублирования каналов управления межстанционную увязку участка необходимо выполнять по кольцевой схеме с использованием оптико-волоконных кабелей и горячим резервированием аппаратуры передачи данных. При этом процессорное устройство, реализующее функции логики, устанавливается одно на несколько станций, включённых в многостанционную управляющую сеть.
Учитывая активное развитие информационных технологий, от разработчиков современных систем железнодорожной автоматики требуется сегодня уже иной подход к реализации поставленных задач, основанный также на зарубежном опыте. Однако в силу сложившейся ситуации, связанной с санкционной политикой, необходимо применение преимущественно отечественных компонентов в новых системах. Это стимулирует отечественного производителя разрабатывать новое унифицированное оборудование, отвечающее всем современным требованиям безопасности.
Применение микропроцессорных устройств значительно расширяет функциональные возможности систем автоматики и телемеханики. На программном уровне решается задача логической фиксации занятости путевых участков на станции и ложной занятости рельсовых цепей перегона, что позволяет повысить уровень безопасности движения поездов и минимизировать последствия нештатных ситуаций.
Разработка инновационных устройств, на наш взгляд, заставляет пересмотреть сложившийся десятилетиями принцип графикового выполнения работ по обслуживанию устройств в соответствии с технологическими картами. При этом основной целью видится создание малообслуживаемого оборудования с достаточной степенью автоматизации и возможностью комплексной диагностики предотказных состояний, что может достигаться, например, посредством автоматической регулировки параметров в заданных пределах. Примером подобного оборудования может служить стрелочный электропривод СП-6МГ производства ОАО «ЭЛТЕЗА» с применением герконовых контактов, что исключает обслуживание контактной системы автопереключателя, создающего немало проблем для эксплуатационного персонала.


Валерий Аношкин,
начальник Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры:

В ОАО «РЖД» фактически приходят к необслуживаемым системам и устройствам. С 2015 по 2017 год для повышения эффективности работы хозяйства автоматики и телемеханики пересмотрен ряд документов, позволивших дифференцированно подойти к обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на линиях разных классов. Для участков линий пятого класса вдвое увеличены нормы обслуживания автоблокировки и стрелок электрической централизации для электромеханика и электромонтёра; исходя из практики, на экспертном уровне определена периодичность проверки устройств СЦБ, приняты решения по замене приборов по мере выхода из строя и устранению отказов в плановом порядке. Эти меры позволили снизить расходы на обслуживание. Так, расходы на одну условную техническую единицу на пятом классе на 35% меньше, чем на линиях первого класса. На линиях четвёртого и пятого классов один монтёр обслуживает 186 км пути.
Такие подходы позволят прийти к обслуживанию устройств СЦБ по техническому состоянию. Для этого запланирован ряд работ по формированию научного подхода для ремонта техсредств по ресурсу и обслуживанию устройств СЦБ по состоянию. Несмотря на то что снижение затрат должно приводить к опасности увеличения отказов, этого не происходит. Более того, количество отказов снижается, что говорит о правильности выбранного вектора развития.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв