23 сентября 2019 09:48

Жизни «горячие точки»

Служба в армии формирует умение работать в команде

Завтра, 23 февраля, страна отметит День защитника Отечества. Праздник прежде всего тех, кто когда-либо носил погоны. На железной дороге работников, имеющих армейскую закалку, видно сразу. Ответственные, исполнительные, выдержанные. Даже простая просьба к ним является для них ещё и руководством к действию. Оттого и положиться на бывших военных можно всегда.
Владимир Лисовик в настоящее время работает водителем на Московской железной дороге
В 1986 году киевляне искренне благодарили москвичей за самоотверженность на АЭС. Эти строки написал заслуженный артист РФ Юрий Дубровин
Владимир Лисовик (слева) в учебной части в Ивановской области
За несколько часов до разговора я аккуратно интересуюсь у Владимира Лисовика, водителя автомобиля пятого разряда Московской автоколонны филиала ООО «РесурсТранс», не забыл ли он армейские снимки?
– Я их уже 3 дня с собой ношу, – отвечает бодрый голос по телефону, убеждая меня ещё раз, что память о своём военном прошлом каждый мужчина хранит с особым трепетом. Похоже, беседа будет интересной.

Фотографий Владимир Александрович принёс много, из них взглядом сразу выхватываю самую большую. С чёрно-белого снимка на меня смотрит группа людей, форма отнюдь не армейская, хотя позади заметен самолёт. Половина из них – в белой одежде. Лица печальные.

Снимок сделан в начале мая 1986 года в Чернобыле, а если быть точной, в детском оздоровительном лагере, расположенном в 100 км от города, куда группа работников автобазы № 1 при Министерстве среднего машиностроения (затем Минатомпром) прибыла для борьбы с последствиями прогремевшей на весь мир трагедии на атомной станции. Из этой группы сегодня в живых остались только двое: Владимир Лисовик и его товарищ Боря Воронин. Тем досаднее спустя столько лет читать строки, написанные от руки на обратной стороне фотографии (на 2-й странице). Знал бы их автор, что некоторые современные украинцы говорят сегодня о своих соседях.
«Дорогие москвичи, спасибо за самоотверженный труд, человеколюбие, героизм.
Мы гордимся вами и кланяемся до земли за помощь.
Будьте здоровы и счастливы.
Бесконечно благодарные вам за помощь киевляне».

– Это написал советский, российский и украинский актёр Юрий Дубровин. Встретили его в поезде. Он вместе с другими артистами ехал на гастроли, а мы возвращались из командировки в Чернобыль. Трогательно, правда? – произносит Владимир Лисовик.

Чернобыль в первые недели после трагедии у Владимира Александровича ассоциируется с маленькой девочкой, получившей смертельную дозу радиации. Ребёнок, и это с трудом укладывается в голове, потерялся при эвакуации, его приютил кто-то из неуехавших местных.
– Вам когда-либо доводилось видеть города-призраки? То, с чем пришлось нам столкнуться в мае 1986 года, очень это напоминало. Развешанное бельё во дворах, брошенные машины, даже накрытые столы с посудой – жизнь будто бы остановилась. Ни птиц, ни животных – пустота. Наша же задача – работать строго по технологии, устранять радиоактивный фон вокруг 4-го энергоблока, ликвидировать периодические радиоактивные выбросы. Несколько раз в день проходили дезактивацию. Но людям всё равно становилось плохо: мучил кашель, слезились глаза, теряли сознание.

Как это ни странно звучит, но трагедия в Чернобыле предопределила судьбу Владимира Лисовика. После той поездки его призванием стало оказывать помощь там, куда далеко не каждый согласится отправиться. Следующая «горячая точка» – город Спитак, Армения, январь 1989 года.
– Здесь тяжело было психологически. Трагедия показала, насколько уязвим человек перед стихией. Многоэтажные дома в результате землетрясения сложились как карточные домики. А вот многие старые постройки Спитака – двухэтажные домики – остались нетронутыми. В некоторых даже стёкла были целы, – вспоминает железнодорожник.

Довелось Владимиру Александровичу участвовать и в ликвидации последствий железнодорожной катастрофы под Уфой. 4 июня 1989 года спустя 18 часов после взрыва газопровода, расположенного поблизости от магистрали и исковерковавшего 2 состава, он в составе команды спасателей прибыл на перегон Аша – Улу-Теляк.

– Как вы думаете, современная молодёжь готова вот так, как вы, выезжать в опасные точки? Насколько я знаю, в Чернобыль вы отправились добровольцем.
– Никто из нашей группы не отказался от поездки в Чернобыль, хотя мы знали, куда нас направляют. Возможность подумать при этом дали всем. В составе спасательных команд я бывал во многих уголках страны, и везде ощущал поддержку коллег. На гражданке, как и в армии, в сложные моменты чувство локтя было всегда. А что же касается сегодняшней молодёжи: я убеждён, что поехали бы. Да, абсолютно точно поехали бы. Русский народ, и история не раз это доказывала, всегда готов на самопожертвование. Тяжёлые обстоятельства нас сплачивают. Возьмите хотя бы Великую Отечественную. Я вырос на рассказах о войне, фронтовиками были оба моих деда, оба прошли всю войну и вернулись с ранениями и контузиями. Пережили боль, страх. На поле боя ведь нет ничего хорошего. Страшно – не то слово. И не верьте тем героям, кто говорит обратное, – со знанием дела подмечает собеседник. – Война, она и в Африке война.

Вот уж точно не поспоришь. Свой первый и, к счастью, последний боевой опыт Владимир Лисовик получил... в африканском Сенегале. В Казаманс, что на юго-западе страны, его в составе специальной группы перебросили в конце 1982 года, когда в Сенегале вспыхнул конфликт между правительственными войсками и сепаратистской группировкой. По меркам СССР конфликт был незначительный, на тот момент уже полным ходом шла афганская кампания. Тем не менее 8 месяцев своей срочной службы, безусловно, после прохождения учебки Владимиру Лисовику довелось провести в африканской стране. За это время у молодого бойца было несколько боевых операций.

Как потом оказалось, в такие «горячие точки» военкоматы направляли наиболее физически подготовленных новобранцев. Кандидат в мастера спорта по боксу, получивший на гражданке в ДОСААФ отменную стрелковую подготовку, Владимир Лисовик подходил идеально.
– После Сенегала меня всегда тянуло на передовую, – смеётся Владимир Александрович. – И я не один такой. Сколько раз участвовал в операциях по устранению последствий ЧП вместе с ветеранами-афганцами. Хорошие они ребята. И на железной дороге тоже трудятся.

В 90-е годы мой собеседник меняет работу. Из родной базы при Минатомпроме переходит водителем на одно из предприятий Подольска. А в 2015 году трудоустраивается на Московскую железную дорогу и тоже водителем.

Весёлый нрав, жизнелюбие и природную скромность Владимира Лисовика стоит отметить отдельно. Видимо, те печальные события, очевидцем которых ему довелось стать, научили его по-настоящему ценить жизнь.

Наталья Щевелева
Фото автора и из архива Владимира Лисовика



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      

Выбор редакции

Летний призыв