21 июля 2019 21:54

Вопрос дня

Ожидаете ли вы выхода новых игроков на рынок операторов подвижного состава?

Максим Шишков, начальник отдела стратегического маркетинга Транспортной группы FESCO:
– Особенностями рынка железнодорожного подвижного состава являются «высокий порог» входа и ограниченность предложения текущим количеством вагонов на сети. Около 100 компаний-операторов управляют 90% всех вагонов. При этом к числу крупнейших компаний с парком более 10 тыс. вагонов относятся всего 24 оператора. Появления новых игроков мы не ожидаем, однако возможны и происходят сделки слияния и поглощения. Стоит отметить, что на фоне высокой маржинальности некоторых сегментов этого бизнеса появляются новые небольшие операторы. Подобная ситуация характерна для рынка специализированных вагонов, так, число операторов с парком менее 200 вагонов в 2018 году увеличилось на 15%, с 63 до 73 компаний. При этом доля парка этих операторов составляет менее 5% общего числа вагонов на сети, поэтому существенного влияния на рыночную ситуацию они не оказывают.

Андрей Соболев, председатель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава:
– Мы считаем, что крупных игроков в различных сегментах оперирования в ближайшие годы не появится. Во-первых, рынок уже сложился, пережив несколько фаз падения и роста. Во-вторых, выход на рынок крупного игрока возможен лишь через массированный выкуп новых вагонов на вагоностроительных заводах. В условиях загруженности заводов это в ближайшее время невозможно, если только заводы не пожелают создать своих собственных операторов. В-третьих, операторский рынок в этом году начнёт своё падение в сегменте полувагонов. В следующем году произойдёт насыщение фитинговыми платформами, а в 2021-м – крытыми вагонами и зерновозами. Исходя из этого, сложно предположить вложение в оперирование крупных средств стратегическими инвесторами.
На операторском рынке возможны следующие трансформации в ближайшие годы: увеличение доли крупных или средних игроков за счёт поглощения более мелких. Возможно появление небольших игроков на основе активов обанкротившихся операторских компаний и возвращённых банкам и лизинговым компаниям вагонов. В последнем случае банки и лизинговые компании могут создавать свои транспортные подразделения, если сочтут невыгодными условия передачи в аренду вагонов оставшимся игрокам.

Виталий Момот, член совета директоров ООО «Агентство Рефперевозки»:
– Этот процесс непрекращающийся: кто-то уходит, кто-то приходит, но наверху остаются пять – десять самых главных структур, которые поколебать невозможно. Допустим, это АО «Первая Грузовая Компания», «ГлобалТранс» и ещё несколько компаний, которые работают давно и оперируют большим парком вагонов, имеют хорошие связи в ОАО «РЖД» и Минтрансе, нашли свою нишу, у них имеется клиентура на постоянной основе. Такие компании выбить с рынка сложно. Те предприятия, которые имеют, допустим, не 100 тыс. вагонов, а 300, 500, 1000 вагонов, приходят и уходят, потому что конкуренция в нижней части этого списка очень высокая. Это первое.
У предприятий из нижней части списка не так много денег, они не располагают такими финансовыми возможностями, чтобы резко изменить направление рынка. Например, возили уголь – перешли на руду, возили руду – перешли на щебень, со щебня перешли на какой-нибудь инертный груз. Принимаются законы или новые положения, например руду можно возить не только в полувагонах, но и на платформах. В результате все уходят с этого рынка и начинают себе искать нишу, то есть этот процесс происходит на постоянной основе. Он был, есть и будет.

Александр Пинчук, коммерческий директор транспортной компании ООО «Арт-Логистика»:
– Даже если эта ниша занята, то всегда есть место конкуренции. Не так давно можно было наблюдать дефицит подвижного состава вследствие принятия в 2016 году Минтрансом поправок в Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, которые запрещают продлевать срок службы грузовых вагонов. Сейчас ситуация на рынке выровнялась, что привело к сбалансированности вагонного парка на сети железных дорог России. Но баланс этот количественный. А вот что касается рационального использования парка, с этим как раз есть проблемы. В январе представители РЖД заявили, что показатель простаивающего подвижного состава составляет 110 тыс. единиц. И на этом фоне грузоотправители жалуются на отсутствие необходимого количества вагонов под погрузку. Из этого следует, что спрос есть, а рынку нужны операторы, способные качественно планировать перевозки. По оценкам ИПЕМа, в ближайшие несколько лет объём закупок вагонов в России составит 165 тыс. единиц, из них 35–45 тыс. единиц уже в этом году. Соответственно, вероятность появления новых операторов довольно высока. А их появление создаст условия для оптимизации использования вагонов.

Александр Поликарпов, заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий: 
– Операторы подвижного состава работают на рынке, на котором присутствуют сегменты с развитой и неразвитой конкуренцией. На этот рынок постоянно выходят новые небольшие игроки, в то же время основной костяк крупных компаний остается стабильным. В настоящее время рынок предоставления вагонов на фоне высоких ставок является инвестиционно-привлекательным, поэтому выход на рынок новых небольших операторов представляется возможном. Однако риски для «новичков» также высоки.
В тоже время выход на рынок крупных игроков наиболее целесообразен путем приобретения действующий компаний-операторов вместе с их клиентской базой.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      

Выбор редакции

Летний призыв