25 апреля 2019 11:14

Углю нужен путь к морю

До 2025 года ОАО «РЖД» построит свыше 3,6 тыс. км главных путей в северо-западном, азово-черноморском и восточном направлениях. Масштабная модернизация инфраструктуры связана с освоением перспективных объёмов перевозок, прежде всего каменного угля. Об этом сообщил на Всероссийском съезде руководителей угольных компаний, который прошёл 8 февраля в Новокузнецке, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.
В прошлом году объём погрузки этого груза увеличился на 4,5% к 2017 году, составив 374,9 млн тонн. В первую очередь рост дало увеличение экспортных поставок топлива – плюс 14,1 млн тонн, или 7,3%. Во внутрироссийском сообщении погрузка увеличилась на 2,3 млн тонн, или на 1,4%.

В 2019 году прогнозируется рост погрузки каменного угля на сети на 3,5%, или 388,1 млн тонн. Это на 13,2 млн тонн больше, чем в 2018 году. Положительной динамике, по словам Алексея Шило, будет способствовать не только рост добычи твёрдого топлива, но и запуск новых промышленных мощностей. «На 2019 год намечен запуск третьей очереди АО «Восточный Порт», что позволит увеличить перевалку угля на терминале с 23,2 млн до 40 млн тонн. В эксплуатацию также введут угольный терминал АО «ОТЭКО» в порту Тамань мощностью до 12 млн тонн в год. Кроме того, отсутствие ремонтных работ на вагоноопрокидывателе АО «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга (в 2018 году ремонт проводился с июня по ноябрь) позволит увеличить перевалку на 5 млн тонн», – отметил он.

Спрос на уголь внутри страны будет обеспечен в том числе запуском ряда обогатительных фабрик: «Увальная» (АО «УК «Сибирская») с мощностью переработки топлива до 4 млн тонн в год; разреза ООО «Краснобродский Южный» (1,5 млн тонн в год), также планируется ввести в строй дополнительный корпус обогатительной фабрики «Тугнуйская»

АО «Разрез Тугнуйский (плюс 1,7–3,4 млн тонн). При этом треть самых грузонапряжённых линий сети – 8 тыс. км из 24 тыс. км – сегодня перегружены, отметил Алексей Шило. Перед компанией стоит задача снять инфраструктурные ограничения. По его словам, для освоения перспективных объёмов перевозок на восточном направлении будут построены 2320 км главных путей и 32 разъезда, обходы станций Тайшет и Чита, а также участка Шкотово – Смоляниново. Предстоит оборудовать участки автоблокировкой, электрифицировать направления Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре-Сортировочный – Советская Гавань, ввести в эксплуатацию мост через реку Амур, усилить устройства тягового электроснабжения и реконструировать 53 станции. На западном направлении Долгосрочной программой ОАО «РЖД» до 2025 года запланировано строительство порядка 970 км вторых главных путей и 16 новых разъездов, оборудование 500 км участков системами автоблокировки, реконструкция 84 станций.

В этом году должно завершиться строительство восьми разъездов на участке Дмитров – Сонково – Мга.

На подходах к портам Азово-Черноморского бассейна предстоит ввести в эксплуатацию около 380 км вторых главных путей, электрифицировать 124 км линий Таманского полуострова, провести комплексную реконструкцию станции Им. Максима Горького и реконструкцию 14 станций.

В ходе дискуссий на съезде было отмечено, что развитие полигонных технологий управления позволило в 2018 году найти эффективный баланс между перевозками и оздоровлением пути в границах Восточного полигона. При росте объёмов перевозок на полигоне на 3,8% масштаб ремонтных работ увеличился на 10,7% к уровню 2017 года, а работ по реконструкции пути – на 17,5%. «Яркий пример: перегон Каратканск – Татарская протяжённостью 10,4 км, где в 2018 году была достигнута рекордная выработка капитального ремонта пути – 3,5 км в сутки, что в 2,5 раза превышает среднесетевые показатели. В текущем году эти результаты должны стать ориентиром для повседневной деятельности», – сказал Алексей Шило.

Показателен опыт Западно-Сибирской магистрали – лидера в погрузке угля (65% общего объёма). В минувшем году магистраль погрузила 243,3 млн тонн твёрдого топлива, что является историческим максимумом для неё. По данным Института экономики развития транспорта, в 2025 году перевозки продукции угольщиков Кузбасса достигнут уже 262 млн тонн.

На ЗСЖД успешно применяется технология тяжеловесного движения поездов.

В прошлом году на дороге сформировано и отправлено более 3,1 тыс. поездов массой 9 тыс. тонн, более 19 тыс. – массой от 6,3 тыс. до 8 тыс. тонн, свыше 9 тыс. длинносоставных (80–100 вагонов) и соединённых поездов. «Сегодня каждый третий поезд на среднесибирском и каждый шестой – на главном ходу ЗСЖД следуют по этой технологии, исключая как минимум по одной остановке на технических станциях, – отметил начальник Западно-Сибирской дороги Александр Грицай. – Это увеличивает маршрутную скорость продвижения вагонопотоков, даёт технологический эффект от снижения загрузки инфраструктуры участковых и сортировочных станций».

Более 10 лет ЗСЖД совместно с угольщиками Кузбасса применяет сквозную технологию обслуживания промпредприятий. Она предусматривает приём и отправление маршрутов с углесборочных станций поездными локомотивами РЖД. Так сейчас работают более 10 комплексов станций общего пользования и станций промпредприятий. «Технология позволяет ускорить оборот вагонов и увеличить перерабатывающую способность магистральных станций и станций промышленного железнодорожного транспорта», – пояснил первый заместитель начальника Западно-Сибирского ТЦФТО Евгений Главчев.

ЗСЖД и угольщики взаимодействуют и на основе договоров присоединения. В этом случае угольные предприятия вкладывают свои средства в новые станции и станции примыкания, а после ввода в эксплуатацию передают их на баланс РЖД. Так, с 2014 года ООО «Разрез «Березовский» инвестировало по договору присоединения более 200 млн руб. в станцию Спиченково, а ООО «Шахта «Бутовская», входящее в состав Промышленного металлургического холдинга (ПМХ), дало новую жизнь станции Притомье, вложив в её развитие свыше 500 млн руб. В этом году благодаря договору присоединения станция Проектная получит нового грузоотправителя – шахту Имени С. Тихова (ПМХ). Угольщики, кроме собственной углесборочной станции, построят к ней примыкание, три дополнительных пути и 12 стрелочных переводов на Проектной. В результате погрузка до конца года здесь увеличится со 130 до 230 вагонов в сутки.

Анатолий Болдырев



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      

Выбор редакции

Летний призыв