07 августа 2020 07:26

Перевозки в цистернах будут дорожать

За 2018 год ставки на аренду нефтебензиновых цистерн выросли примерно в полтора раза и в январе достигли 990 руб. за сутки. Операторы связывают это с локальным дефицитом подвижного состава и удорожанием его ремонта и ожидают дальнейшего роста цен на аренду.
Тенденция повышения ставок наблюдалась на протяжении всего 2018 года.

Член правления RAILGO (ранее – ООО «ИСР Транс») Олег Яценко рассказал «Гудку», что в операторском сообществе такого роста стоимости аренды цистерн не ожидали.
«Средняя ставка предоставления нефтебензиновых цистерн в 2018 году находится на уровне 960 руб. в сутки, что на 14% выше, чем среднегодовая ставка 2017 года», – уточнил заместитель руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Александр Поликарпов.
«Стоимость аренды нефтебензиновых цистерн в России в январе 2019 года выросла до 950–990 руб. в сутки без НДС по сравнению с 640–710 руб. в сутки в январе 2018-го», – рассказал «Гудку» редактор издания «Argus Нефтетранспорт» Сергей Рыжкин.

По словам Олега Яценко, прогнозы операторов и экспертов основывались прежде всего на планах введения в эксплуатацию новых трубопроводных объектов – грузовая база на железной дороге должна была сократиться, а ставки на аренду цистерн упасть.
«Но ОАО «РЖД» удалось сохранить объём перевозок нефти и нефтепродуктов на уровне 2017 года. В частности, трубопроводные поставки сырья на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод «Роснефти» в Хабаровском крае пока не начались», – продолжает эксперт агентства Argus.

И.о. заместителя начальника Департамента по работе с нефтяными компаниями АО «Первая грузовая компания» Денис Чеховский добавляет, что ставки аренды нефтебензиновых цистерн выросли на фоне дефицита подвижного состава.
«Последние три года выбывающий из-за истекшего срока службы парк не восполняется новым подвижным составом. При этом объёмы перевозок нефтеналивных грузов сохраняются», – согласился он.

Таким образом, на рынке образовался локальный дефицит подвижного состава – с этим в том числе и связано стабильное повышение цен на его предоставление.

Отметим, что в 2018 году нефтебензиновые цистерны вагоностроительными предприятиями не производились вовсе. Списания коснулись, в частности, парков крупных операторов – АО «Первая грузовая компания» и АО «Нефтетранссервис». При этом на первое полугодие 2019 года заявок на поставку цистерн вагоностроители, тем не менее, не получили.

Начальник коммерческого управления перевозок наливных грузов АО «Нефтетранссервис» Сергей Ермолаев напомнил, что на ставки аренды повлиял и рост затрат на содержание подвижного состава – увеличилась стоимость крупного вагонного литья и ремонтов. Топ-менеджер сказал, что на уровне цен отразилось и то, что за последний год с рынка ушёл ряд игроков, которые предлагали парк ниже его реальной себестоимости.

В качестве примера, иллюстрирующего это замечание, Сергей Рыжкин приводит покупку прошлой весной АО «Нефтетранссервис» железнодорожного парка Объединённой транспортно-экспедиторской компании (ОТЭКО), который насчитывал 14,2 тыс. нефтебензиновых цистерн.
«После смены собственника парка ОТЭКО на рынке была зафиксирована целая серия сделок купли-продажи цистерн средними лотами, и этот процесс ещё не завершён», – добавляет эксперт.

Участники рынка при составлении прогнозов в первую очередь учитывают разные факторы, поэтому их оценки разнятся. По мнению Олега Яценко, основной фактор – это фактический локальный дефицит нефтебензиновых цистерн и отсутствие их производства.
«Если к осени предприятия не начнут производить нефтебензиновые цистерны, то к декабрю 2019 – февралю 2020 года мы будем наблюдать рост дефицита подвижного состава и арендных ставок», – резюмировал свою позицию руководитель RAILGO.

Сергей Ермолаев, в свою очередь, делает акцент на затратах операторов на ремонт подвижного состава.
«Мы не видим предпосылок для дальнейшего роста ставок аренды. Существенное давление оказывает ситуация с увеличением цен на литьё, особенно на цельнокатаные колёса. Также возможен некоторый рост цен на парк, специализированный для перевозок светлых нефтепродуктов. Сейчас цена находится в балансе. Рынок налива очень консервативен, спекулятивный рост цен на нём не практикуется», – подытожил он.

Денис Чеховский согласен с тем, что влияние на ставки оказывает и удорожание ремонта вагонов, и настаивает на том, что в 2019 году стоимость аренды нефтебензиновых цистерн продолжит расти.
Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, не стоит списывать со счетов возможность переориентации грузов с сети ОАО «РЖД», которая ожидалась в прошлом году.
«В среднесрочной перспективе на фоне переключения нефти и нефтепродуктов на трубопроводный транспорт спрос на нефтебензиновые цистерны будет снижаться», – считает Александр Поликарпов.

Отметим, что ранее президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев заявил о том, что на I квартал 2019 года на прокачку нефти и нефтепродуктов на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод заявки нет. Вместе с тем годовая заявка подразумевает объём в 4,5 млн тонн, хотя тариф на прокачку ещё не согласован.

Мария Бородаевская



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31