12 декабря 2019 09:18

Прибор безопасности не заменит помощника

Андрей Алексеев, начальник отдела эксплуатации локомотивов и организации работы локомотивных бригад Куйбышевской дирекции тяги

Вождение машинистами локомотивов без помощников при выполнении маневровой работы было впервые внедрено ещё в конце 80-х годов. По мере совершенствования средств и систем безопасности движения на локомотивах вождение в одно лицо распространилось на передаточно-вывозное, пассажирское движение и на подталкивание. Стоит ли дальше распространять эту практику – большой вопрос.

Начнём с того, что вождение в одно лицо предусматривает оборудование локомотива необходимыми системами безопасности и контроля состояния машиниста. Такие системы есть, и они работают, но не решают главной задачи – обеспечения гарантированной безопасности движения поездов. Машинист не должен покидать кабину во время движения и остановки поезда без закрепления состава. В случае любой, даже мелкой технической неисправности (к примеру, замены предохранителя или проверки машинного отделения на предмет задымления) машинист не может этого сделать. Даже при остановке поезда машинист не может покинуть кабину локомотива и при необходимости самостоятельно закрепить состав. В локомотивной бригаде за все технические вопросы отвечает помощник машиниста.

Из аргументов против вождения в одно лицо, технических и организационных, главный заключается в человеческом факторе, а именно в психофизиологическом. Никакая система безопасности движения и контроля (например, техническое средство контроля бодрствования машиниста, ТСКБМ) не сможет в полной мере обеспечить безопасность движения просто потому, что человеку свойственно засыпать, отвлекаться, уставать. Наручный браслет ТСКБМ контролирует общее состояние машиниста, но не более того.

Продолжительность рабочего времени машиниста грузового, пассажирского, пригородного движения при работе без помощника должна составлять не более семи часов. И всё это время машинист находится на самоконтроле, предоставлен самому себе.

Сегодня в отрасли происходит замена устаревшего парка на новые серии локомотивов, и практически все они уже оборудованы системами ТСКБМ. По сути, обозначено направление к развитию вождения локомотивов в одно лицо (предусмотрена такая техническая возможность). За его основу берётся европейский опыт, но насколько он уместен и применим в российских условиях, покажет время.

Могу с уверенностью сказать, что в грузовом движении торопиться с организацией вождения в одно лицо нельзя. Например, в грузовом тепловозе часть рабочего времени помощник машиниста проводит в машинном отделении, контролируя работу агрегатов, отсутствие течи топлива, воды, масла, задымления и возгорания. В одиночку машинист не сможет выполнить весь объём работы и вести поезд.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв