14 ноября 2019 17:20

От виртуальной реальности к профессиональной действительности

Александр Воротнев, заместитель начальника Приволжской дороги по кадрам и социальным вопросам

– Александр Сергеевич, в прошлом году дорога реализовала пилотный проект по обучению работников на инфраструктуре малодеятельной станции Кокурино. Мастерство отточил 221 слушатель Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) по пяти профессиям – «машинист тепловоза», «машинист электровоза», «контролёр пути», «бригадир пути», «составитель поездов». Каковы результаты и условия обучения?
– Как правило, первая попытка выполнения упражнения на полигоне всегда имеет низкие показатели качества. И это вполне нормально, ведь человек учится и, естественно, совершает ошибки, получает обратную связь от инструктора и снова пробует. После нескольких повторов упражнений качество их выполнения повышается. За один день тренировок рост успешности выполнения заданий по всем профессиям составил в среднем 23%. Мы создали максимально безопасные условия, в которых происходит перенос навыков, полученных на тренажёре, из виртуальной среды в реальную. Особенно это актуально для профессии машиниста, который во время
обучения в УЦПК систематически отрабатывает навыки вождения на тренажёрах. Органы управления современных тренажёров идентичны органам управления локомотивов, а вот производственная среда моделируется в виртуальном пространстве, которое всё-таки имеет существенные отличия от реальности. Поэтому важно, чтобы сразу после занятий на тренажёрах, когда ребята отправляются на практику, у них была бы возможность закрепить полученные ранее навыки на настоящем локомотиве. Это даёт эффект. Ведь на производстве у них не будет возможности фактического управления локомотивом по соображениям безопасности, а на полигоне такая возможность есть.

– На полигоне особое значение придаётся тренировкам, погружающим работников в нестандартные ситуации. Что это даёт?
– Для таких профессий, как машинист и составитель поездов, предусмотрены тренировки с моделированием нестандартных ситуаций. Например, будущий машинист получал речевое сообщение от дежурного по станции об обрыве контактного провода, о потере контроля стрелки или «на вас ушли вагоны». Каждое такое сообщение вынуждает человека проявлять активность, что позволяет делать объективный вывод об уровне компетенций. По итогам такой тренировки только 71% обучаемых успешно парировал нестандартную ситуацию, остальные с первой попытки показали неэффективные действия. Это объясняется высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения во время тренировки.
Такой результат подтверждает наличие проблемы, связанной с недостатком компетенций категории Soft-skills. Это способность внутренней мобилизации для преодоления естественного волнения в различных ситуациях. Если обучаемый испытывает сильное волнение от любой ситуации неопределённости, например при сдаче зачёта, то высока вероятность, что такое же волнение будет его преследовать и в нестандартной ситуации. А это напрямую влияет на скорость реакции и эффективность действий в нестандартной ситуации.
Чтобы сформировать необходимую компетенцию, необходимо начать прежде всего с изучения нормативных документов по безопасности движения. Затем идут тренировки на тренажёрах. Завершающим этапом формирования таких компетенций должны стать тренировки в производственной среде. Человек адаптируется в ситуации, она перестаёт быть для него неопределённой, а это достигается только путём тренировок. Наверное, это самый главный итог всего проекта.
Полигон также практикует тренировки с провокациями. Идея проводить их родилась у нас при анализе проездов запрещающих сигналов, причинами которых часто становится непродуктивная коммуникация между машинистами и движенцами. Важно с самых первых упражнений сформировать у будущих машинистов навык проведения анализа каждого речевого сообщения, что способствует соблюдению важнейшего закона транспортного мира – закона опережающего поведения, который заключается в способности предвидеть последствия развития ситуации. А для этого недостаточно знания инструкций: обучаемому необходимо фактически пережить ситуацию, в которой он либо выявит ошибку в речевом сообщении, либо получит обратную связь о своих неправильных действиях. В результате такого опыта в его сознание «впечатывается», что работники могут ошибаться, и прежде чем привести локомотив в движение, необходимо ещё раз оценить ситуацию и спрогнозировать её развитие.
При проведении тренировок с провокацией каждый обучаемый получал речевое сообщение от дежурного по станции, которое содержало ошибку, например номер другого локомотива, фамилию другого машиниста, созвучную с фамилией обучаемого, открытие сигнала с номера соседнего пути. По итогам выполнения такой тренировки с первой попытки ошибку выявили только 53% новобранцев.

– Какова экономическая составляющая проекта и будет ли он продолжен в этом году?
– Формирование профессиональных навыков на полигоне требует дополнительных затрат, поэтому наш проект пока имеет статус пилотного. Окончательное решение по его распространению на сеть будет приниматься после сопоставления результатов
обучения с затратами на его реализацию. По предварительным расчётам, себестоимость часа тренажёрной подготовки машиниста в 2,4 раза ниже, чем в условиях полигона на локомотиве. Однако материальный ущерб от некомпетентных действий работников в десятки и сотни раз превышает своевременные инвестиции в качество обучения.
Мы продолжим реализацию проекта. Обучение пройдёт 291 человек по шести профессиям, добавится профессия «машинист крана восстановительного поезда». Для этого мы же получили на баланс УЦПК кран ЕДК-300.
Кроме этого, планируется использование полигона и для технического обучения, а также для проведения конкурсов профессионального мастерства как по отдельным профессиям, так и при их взаимодействии. Также полигон может стать хорошим инструментом для проведения независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам в производственной среде.
Что касается развития самого полигона, то на станции есть возможность для строительства дополнительных путей со стороны тупика, что повысит вариативность учебных задач без рисков нарушения безопасности движения и технологического процесса работы станции.

Беседовала Инга Быкова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв