20 ноября 2019 13:45

Газ предотвратит пожар

В эксплуатационном локомотивном депо Батайск Северо-Кавказской дирекции тяги успешно прошли стендовые испытания датчика газоаналитической системы обнаружения перегревов контактных соединений электрооборудования локомотивов. Это одна из технологий, которую планируют использовать в проекте «умный локомотив», призванная фиксировать перегрев электрической аппаратуры и минимизировать риски её возгорания.
Испытания проводились с использованием специализированного стенда, который обеспечивал нагрев до критической температуры.

Существующие сегодня системы локомотивной сигнализации и пожаротушения срабатывают на наличие в машинах дыма, то есть в тот момент, когда возгорание произошло.
«Мы бы хотели иметь возможность предупреждать возгорания, а не просто реагировать на них, – говорит начальник технической службы Дирекции тяги Дмитрий Хомченко. – Таким образом мы сможем сократить расходы компании на ликвидацию последствий пожаров тягового подвижного состава».

Газоаналитическая система «ТермоСенсор» представляет собой небольшой стикер с капиллярами, заполненными жидкостью, рассказал «Гудку» технический директор ООО «ТермоЭлектрика» Иван Поединцев.

Наклейки устанавливаются на электропроводку вблизи контактных соединений и отдельные части электрооборудования, потенциально склонные к перегреву.

При нагреве до критической температуры жидкость испаряется,выделяетя газ, который обнаруживается датчиком. Он подаёт сигнал тревоги.

Наклейки содержат также термоиндикаторные метки, по которым можно легко определить место и температуру нагрева.

Задача испытаний в депо Батайск состояла в том, чтобы оценить чувствительность газоаналитической системы «ТермоСенсор» при критических перегревах электрооборудования в кузовном пространстве электровоза и определить оптимальное количество датчиков и места их монтажа в корпусе электровоза ВЛ80.

На первом этапе проверялось отсутствие ложных срабатываний. Для этого нагрев осуществлялся до 80 градусов. Как и ожидалось, наклейки на эту температуру не реагировали.

На втором этапе температуру испытательного стенда с наклейкой повысили до 100 градусов. Стикеры начали выделять газ, который спустя минуту уловили датчики и через систему пожаротушения подали сигнал в кабину машиниста о перегреве оборудования.
«Первые испытания прошли успешно, – оценил Дмитрий Хомченко. – Тем не менее мы планируем ещё как минимум месяц испытывать это техническое решение на электровозе ВЛ80. При движении в его кузове происходят заметные перемещения воздушных масс, поэтому предстоит отработать технологию в эксплуатации».

В Дирекции тяги надеются, что это устройство не только поможет избежать возгорания, но и укажет на проблемные места техническим службам при очередном заходе локомотива на ремонт.

Другим направлением применения стикеров в перспективе станет возможность прогнозирования остаточного ресурса изоляции, от которой зависит работа электрооборудования.

Это будет способствовать переходу к ремонту тягового подвижного состава в соответствии с его техническим состоянием. Такие технологии дистанционного мониторинга предусмотрены в программе «умный локомотив», концепция которого сейчас готовится совместно ОАО «РЖД» и локомотивостроительными компаниями.

Сергей Плетнёв
Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Батайск



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв