22 сентября 2019 17:33

Литерный поезд Леонида Брежнева

Литерные поезда – это особый вид поездов специального назначения, как правило, с бронированными трёхосными вагонами, пассажирами которых являются первые лица государства.
Литерными поездами пользовались все советские руководители – от Ленина до Горбачёва. Но особенно любил железнодорожный транспорт на склоне лет один из наиболее авторитетных руководителей Советского государства, Генеральный секретарь ЦК КПСС, ветеран Великой Отечественной войны Леонид Ильич Брежнев (1906–1982).

Мало кто знает, что в последние годы жизни страдавший гипертонией Брежнев предпочитал отправляться на отдых из Москвы в Крым не на самолёте, а на поезде. Для здоровья и спокойствия пожилого человека железнодорожный транспорт намного надёжнее, чем авиационный со свойственными авиации резкими перепадами давления. Нам удалось отыскать ответственных свидетелей железнодорожных поездок Брежнева, ныне здравствующих ветеранов Управления Московской магистрали.

В советскую эпоху правительственный терминал находился неподалёку от Комсомольской площади, в районе парка «Б» станции Москва-Каланчёвская, с улицы Пантелеева к нему вёл тихий неприметный переулок. В числе провожавших литерный поезд Брежнева в 1977–1980 годах по протоколу был и секретарь местной организации КПСС Московско-Курского отделения МЖД, впоследствии начальник хозяйства водоснабжения и водоотведения столичной железной дороги Леонид Луговский. На вокзале в Курске литерный поезд и самого пассажира № 1 наблюдал начальник образцового вагона охраны труда МЖД в 1975–2012 годах Анатолий Гуменюк.

Литерный поезд Брежнева, как вспоминают собеседники «Московского железнодорожника», состоял, в зависимости от дальности его поездки, из 5–7 трёхосных вагонов, вели его всегда два сцепленных односекционных электровоза ЧС2 чехословацкого производства. Бронированные спецвагоны для поезда первого лица государства были построены на Ленинградском вагоностроительном заводе имени И.Е. Егорова, а техническое обслуживание и ремонт они регулярно проходили на Московском вагоноремонтном заводе имени В.Е. Войтовича.

Леонид Михайлович Луговский по статусу руководителя парторганизации Московско-Курского отделения МЖД обычно находился среди провожавших на станции Москва-Каланчёвская Алексеевской соединительной ветви. Однако, удивительное дело, непосредственное прибытие автомобильного кортежа Брежнева на Каланчёвку ему ни разу засвидетельствовать не удалось. Циркулировала информация, как поведал Луговский, что к вокзалу на Каланчёвке вёл подземный тоннель, по которому незаметно подъезжал к поезду автомобиль генсека.

В кабине машиниста и вагонах литерного поезда, помимо обслуживающего персонала, были сотрудники «девятки» – Девятого управления КГБ СССР, занимавшегося охраной высших государственных деятелей. Специальные караулы были выставлены по всему маршруту следования литерного от Москвы до Крыма, в особенности у стрелочных переводов, мостов и тоннелей. И, само собой, на станциях в крупных городах, где поезд Брежнева днём делал остановку примерно на полчаса.

Как вспоминает начальник образцового вагона охраны труда МЖД Анатолий Гуменюк, в Курске литерный поезд остановился на вокзале прямо напротив вагона охраны труда, в 10 м от нашего собеседника. В одном из окон показалась внушительная фигура генсека. Брежнев отодвинул занавеску и приветливо помахал рукой всем, кто мог его в этот момент видеть. Сразу же на спецплатформу заехала «Волга» первого секретаря Курского обкома КПСС Гудкова, который проследовал в вагон к Леониду Ильичу. Там они что-то обсуждали минут 20, после чего партийный чиновник вышел из вагона, а литерный поезд двинулся дальше.

Никаких происшествий с литерным поездом Брежнева за все годы его движения история не зафиксировала. Это значит, что железная дорога работала безукоризненно.

Игорь Ленский

 


Оставить комментарий
Герман 11.01.2019 10:40:41
вот бы хоть раз посмотреть на бронированные ТРЕХОСНЫЕ вагоны, а то я вагоны с трехосными тележками только видел...)
Александр 02.08.2019 14:15:20
Да уж... И это - железнодорожная газета.

Нет, трехосные вагоны в СССР были, трофейные, после войны. Но бронированных среди них не было. Да и сосредоточены они были в основном на западе страны, и довольно скоро были выведены из эксплуатации.

Если верить источникам из стран, в которых таких вагонов было в количестве - концепция не больно удачная, особенно что касается их воздействия на путь.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв