23 февраля 2019 17:58

Самая ценная часть вагона – колёса

Павел Иванкин, председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта

Нельзя сказать, что утилизация, которая проходила массово в 2014–2016 годах, была сверхприбыльна для ломоперерабатывающих компаний.

Во-первых, сама массовость, как правило, сбивает цену. Плюс той утилизации был в другом – в получении большого числа запасных частей: крупного литья, колёсных пар. Это был тот период, когда на российский рынок в большом количестве поставлялось литьё украинского производства и требовалась замена на литые детали более ранних годов выпуска – они считались более надёжными. Последствия мы видим сейчас, когда на рынке сформировался жёсткий дефицит цельнокатаных колёс, – тот же Выксунский металлургический завод (ВМЗ, входит в состав АО «Объединённая металлургическая компания», крупнейший производитель цельнокатаных железнодорожных колёс в России. – Ред.) два года стоял практически без работы из-за массового списания подвижного состава и насыщения рынка колёсами б/у. Металлургические компании не испытывают затруднений при утилизации подвижного состава, мощностей всегда хватало. Для них списываемые вагоны – это лишь ещё один источник закрытия своих потребностей в ломе. И на сегодняшний день, учитывая крайне низкие темпы списания, это очень ненадёжный источник. Также надо понимать, что вагоны – это крупногабаритный лом, перед переплавкой его ещё необходимо разрезать, переработать. Да, это хороший, доходный бизнес, но вряд ли его можно назвать высокомаржинальным. Сейчас можно сказать, что бизнес по утилизации вагонов сместился в сторону их ходовой части, самая ценная часть вагона – это его колёса, и ценность их растёт, если они при этом не требуют обточки гребня. Разумеется, в такой ситуации операторы, как правило, снимают колёса перед продажей вагонов в утиль, так как они ещё пригодятся для ремонтов рабочего парка.

И надо понимать, что цена продажи вагона в утилизацию определяется, разумеется, не стоимостью этого же вагона в новом состоянии, а котировками рынка чёрных металлов. Стоимость металлолома имеет свою сезонность и колеблется в течение года. Цена на утилизируемый вагон, как и на любом другом рынке, может резко вырасти в случае дефицита лома и, как следствие, растущего спроса. И основным фактором являются производственные программы металлургов, а не темпы списания вагонов.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв