21 июля 2019 13:56

Мощнее электровоза в мире нет

Модернизированный «Ермак» будет водить поезда на Урале и Восточном полигоне

Александр Омельченко, ведущий инженер отдела новой техники Дирекции тяги
Для достижения перспективного объёма перевозок и регулярного движения поездов весом 7100 тонн на Восточном полигоне Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года предусматривает формирование парка локомотивов за счёт поставок трёхсекционных электровозов 3ЭС5К с поосным регулированием силы тяги.

– Александр Васильевич, с ноября начались первые серийные поставки трёхсекционных электровозов 3ЭС5К «Ермак» с поосным регулированием силы тяги. Что это за машины?
– «Ермаки» начали выпускать с 2005 года в одно-, двух-, трёх- и четырёхсекционных исполнениях (Э5К, 2ЭС5К, 3ЭС5К и 4ЭС5К). Они идут на смену изготовленным ещё в СССР электровозам ВЛ80, до сих пор остающимся основной рабочей лошадкой тяги на целом ряде важнейших направлений.
С ростом технических требований к локомотивам, используемым на Восточном полигоне, шло и совершенствование конструкции «Ермаков».
Модернизированный электровоз 3ЭС5К № 434 стал очередным этапом повышения технических характеристик локомотивов «Ермак». В нём применены поосное регулирование силы тяги каждого двигателя, независимое возбуждение двигателей, микропроцессорная система управления с расширенной диагностикой оборудования.
Применение поосного управления силой тяги совместно с системой адаптации по сцеплению
создаёт перераспределение нагрузок между колёсно-моторными блоками, что позволяет поддерживать реализуемую силу тяги электровоза практически на заданном уровне в условиях ухудшенного сцепления между колесом и рельсом. При этом снижается расход песка на подсыпку при буксовании (юзе), уменьшается износ бандажей колёсных пар, улучшается использование заложенной мощности электрооборудования.
Тяговые двигатели постоянного тока с независимым возбуждением обладают жёсткой тяговой характеристикой, которая в значительно большей мере способствует прекращению боксования, так как в этом случае сила тяги резко снижается даже при небольшом скольжении и происходит моментальное восстановление сцепления.

– Как были подтверждены новые тяговые характеристики локомотива?
– Изготовленный в 2016 году 3ЭС5К № 434 прошёл комплекс испытаний на Восточном полигоне.
В конце прошлого года на участке Мариинск – Смоляниново были проведены тягово-энергетические испытания по определению возможности вождения грузовых поездов массой 7100 тонн, сформированных из вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн. Длина этого участка, который начинается на Красноярской дороге и заканчивается на Дальневосточной, – 5594 км.
На основании полученных после комплекса испытаний результатов сделано заключение о возможности эксплуатации электровозов серии 3ЭС5К с грузовыми поездами массой 7100 тонн, сформированными из вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн, на полигоне Мариинск – Смоляниново. При неблагоприятных погодных условиях на лимитирующих подъёмах противобоксовочная система электровоза эффективно выполнила свою функцию по алгоритму защиты от боксования и юза. Запаса песка на локомотиве при благоприятных погодных условиях и существующей на полигоне системе проведения ТО-2 достаточно для организации вождения таких поездов на участке Мариинск – Смоляниново.
В сравнении с обычным трёхсекционным «Ермаком» 3ЭС5К способен повысить вес грузовых поездов на 200 тонн. До конца года на Восточно-Сибирскую дорогу будет поставлена первая серийная партия из семи таких машин.

– Какие ещё тяговые новинки получит Восточный полигон в уходящем году?
– В этом году будет изготовлено десять 16-осных «Ермаков» в четырёхсекционном исполнении 4ЭС5К, также с поосным регулированием силы тяги.
Это самый большой и мощный электровоз в мире, его мощность составляет 12240 кВт. На втором месте 12-осный электровоз IORE компании Bombardier мощностью 10800 кВт, на третьем – китайский восьмиосный электровоз HXD2 мощностью 10 тыс. кВт.
Причём IORE был самым мощным электровозом в мире с 2000 по 2014 год. До этого самым мощным серийным электровозом считался также отечественный 12-осный электровоз ВЛ85 мощностью 9360 кВт, который изготавливался на Новочеркасском электровозостроительном заводе с 1985 по 1994 год. Эти электровозы сегодня эксплуатируются Восточно-Сибирской дирекцией тяги.
Первая партия из пяти 4ЭС5К будет поставлена в депо Карталы Южно-Уральской дирекции тяги. Остальные электровозы отправятся на Восточный полигон, в депо Смоляниново Дальневосточной дирекции тяги. Предполагается, что четырёхсекционный позволит внести весомый вклад в подъём экономики территорий опережающего развития.

Беседовал Александр Зубов

 


Оставить комментарий
Гость 19.12.2018 23:20:59
Самый мощный? 12 240 кВт длительного режима. А как же трёхсекционный "Гранит" с 12 600 кВт длительного режима? Это несмотря на то, что у него три секции, а у 4ЭС5К - четыре!!! Вроде как  трёхсекционный "Гранит" помощнее будет (сам надавно в этом убеждался)
Гость 18.01.2019 17:28:03
Гранит - постоянник с асинхронными ТЭД. Ермак - переменник с коллекторными. Сравнивать эти машины по одной мощности, вероятно, некорректно. Плюс у Ермака в 4 секции больше сцепной вес. Еще 4ЭС5к сразу начал выпускаться в постоянной составности, а бустеры к 2ЭС10 выпускались и вцеплялись позднее. Заводу желаю скорее обкатать и приступить к выпуску 2ЭС5с (а, может, и 3ЭС5С - тогда посмотрим, кто мощнее...).
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв