15 июня 2021 00:19

Локомотивы доверятся РЖД

Центр технологических информационных систем АО «ВНИИЖТ» завершает разработку цифровой технологической платформы «Доверенная среда локомотивного комплекса». Платформа предназначена для сбора и анализа информации о состоянии локомотивов на основе технологий обработки больших данных. Платформа позволит всем участникам эксплуатационного процесса получать актуальные данные о состоянии локомотивного парка в реальном времени и планировать его работу и обслуживание.
Как рассказал «Гудку» директор Центра технологических информационных систем АО «ВНИИЖТ» Олег Харин, «Доверенная среда для локомотивного комплекса» состоит из двух основных элементов – платформы для обработки и анализа больших данных и блокчейн-платформы для создания распределённого неизменяемого реестра записей.

Основное назначение платформы – обеспечить сбор, хранение и анализ данных о функционировании локомотивного комплекса и бортовых систем диагностики локомотивов, эксплуатирующихся на сети, и предоставить к этим данным равный доступ всем участникам локомотивного комплекса – РЖД, сервисным компаниям, заводам-изготовителям и поставщикам компонентов для локомотивов. Все они должны иметь возможность подключаться к системе и получать необходимые данные.

На основе собираемых данных о локомотивах с помощью алгоритмов машинного обучения будут сформированы «цифровые двойники локомотивов» – интеллектуальные модели, позволяющие осуществлять эксплуатацию, обслуживание и ремонт тягового подвижного состава по показателям предиктивной диагностики. Предусмотрена кластерная распределённая архитектура хранения данных, которая не требует серьёзных аппаратных ресурсов. Система может быть размещена на уже имеющихся мощностях дата-центров РЖД и масштабирована по мере необходимости.

Система имеет два уровня защиты: в основе системы лежат программные продукты с открытым исходным кодом, внесённые в Единый реестр российских программ. Все они содержат встроенные системы обеспечения безопасности. Кроме того, платформа будет развёрнута внутри Системы передачи данных ОАО «РЖД», которая также защищена от внешних воздействий.

Получая в реальном времени данные о работе узлов и агрегатов локомотива, цифровые алгоритмы платформы смогут предупреждать РЖД о необходимости проведения ремонтных работ или замене необходимых деталей или узлов заранее, до возможного наступления отказа.

В результате локомотивный комплекс получит возможность перейти от обслуживания локомотивов по нормативам к ремонту по состоянию, а также будет более эффективно использовать локомотивный парк.

Ремонтные депо смогут заранее получать информацию о необходимом объёме работ и своевременно заказывать запчасти, что снизит количество простоев. Производители локомотивов и их компонентов смогут получать объективные данные о состоянии тех или иных узлов локомотива относительно нормативных значений и повысить качество и надёжность узлов локомотива. Кроме того, потенциально сравнительный анализ данных об эксплуатации локомотивов одной и той же модели в различных климатических условиях даст возможность оперативно вносить изменения в конструкцию, чтобы повысить надёжность.

Программное обеспечение платформы способно принимать и обрабатывать данные со всех локомотивов, оснащённых соответствующим оборудованием. В перспективе по мере обновления парка планируется подключить к платформе все локомотивы на сети. Как считают разработчики, всё это в совокупности даст существенный рост надёжности и снизит стоимость жизненного цикла локомотива.

Впервые о разработке «Доверенной среды для локомотивного комплекса РЖД» журналу Издательского дома «Гудок» «Пульт управления» сообщил директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям Евгений Чаркин.

В сентябре этого года «Гудок» писал об опытном внедрении ООО «ЛокоТех» на Восточном полигоне системы с подобным функционалом для локомотивов производства АО «Трансмашхолдинг» под названием SmartMaintenance. По словам разработчиков, платформа способна обрабатывать около 300 параметров работы оборудования локомотива и определять до 60 видов сбоев. Однако данные о работе узлов локомотива попадают в платформу только при его заходе в депо для проведения очередного технического обслуживания. Такой метод передачи данных не позволяет контролировать состояние локомотива в режиме реального времени.

В июле холдинг «Синара – Транспортные Машины» (входит в Группу Синара) заключил с Фондом развития интернет-инициатив, BFG Group и Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого ряд соглашений о сотрудничестве по разработке и реализации проектов, связанных с построением цифрового производства, в том числе и о создании цифровых двойников локомотивов.

Разработка первого этапа «Доверенной среды для локомотивного комплекса», включающего базовые функции по формированию единого информационного пространства, будет завершена до конца текущего года. На следующем этапе в 2019 году предполагается подключение к платформе локомотивов для наполнения системы и построения «цифровых двойников» и интеллектуальных прогнозных моделей.

Справка «Гудка»
Искусственная нейронная сеть – совокупность взаимодействующих между собой простых программ-процессоров (искусственных нейронов). Такие программы содержат одну функцию, переменные для которой получают от других таких же программ, а результаты вычислений передают другим. Будучи соединёнными в сеть, программы способны обрабатывать большое количество данных и решать сложные многоуровневые задачи.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31