16 июня 2019 21:45

Прививка лазером

Операторские компании защищают вагоны от контрафактных запчастей

ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные системы» разрабатывает технологию для борьбы с контрафактом запасных частей к вагонам. Компания предлагает использовать для маркировки деталей глубокий лазер и отслеживать их жизненный цикл на единой информационной платформе. Это поможет очистить рынок от поддельных комплектующих, а также позволит операторам обеспечить сохранность парка подвижного состава.
По словам директора технического сервиса «Евросиб Спб-ТС» Анатолия Токарева, последние полтора года на рынке ремонта подвижного состава ощущается дефицит запасных частей. Появились недобросовестные поставщики, которые направляют на рынок литьё с перебитыми номерами и клеймами. Таким образом, у деталей, зафиксированных в системах ОАО «РЖД», появляются двойники.

Первыми в зону риску попадают колёсные пары как один из основных узлов вагона. С них и планируется начать эксперимент. По данным СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ), с учётом объёмов производства на внутренний рынок в 2018 году дефицит колёс составит 300–400 тыс. единиц.
«Ситуация с появлением контрафакта подтолкнула «Евросиб» к разработке электронной площадки Rail2B, на которой компании-операторы могли бы продавать или обмениваться легальными запасными частями, не претерпевшими вмешательств извне. Планировалось, что все участники проекта будут выгружать в систему информацию о своих запчастях, которые хранятся в депо и по каким-то причинам не используются в полном объёме. Система позволила бы операторам управлять ликвидными и неликвидными запасными частями в ускоренном режиме. Теперь эта идея переросла в проект по созданию технологии», – говорит Анатолий Токарев.

Суть новой инициативы компании – в создании жизненного цикла деталей от момента изготовления, установки под вагон до утилизации, сдачи в лом, и в возможности его отслеживания. «Самое важное сейчас найти эффективный во всех отношениях способ идентификации детали. Традиционный – маркировка методом горячей штамповки в соответствии с ГОСТом не исключает человеческий фактор, возможны ошибки на этапе занесения информации в систему. Среди альтернативных вариантов рассматривается глубокая лазерная маркировка с последующим автоматическим сканированием. Но нужно понимать, как добиться того, чтобы система идентификации была защищена от подделки, но при этом критично не возросла цена. Успешное решение этой задачи будет главным фактором в борьбе с контрафактом», – пояснил директор по информационным технологиям «Евросиб СПб-ТС» Аркадий Гусев.

Однако в компании не стали разглашать информацию о разработчике технологии, какие компании будут задействованы в системе идентификации и другие детали. Хотя сообщили, что идея обсуждалась в СОЖТ и «Евросиб СПб-ТС» выступает заказчиком от операторского сообщества и техническим консультантом.
«Вопрос действительно рассматривался на рабочей группе по развитию технологий в сфере оперирования железнодорожным подвижным составом 22 ноября. Для поддержки проекта союзом требуется соответствующее решение постоянно действующего коллегиального органа управления – президиума СОЖТ. Но пока решения президиума о поддержке проекта нет», – сообщила руководитель пресс-службы Ирина Шабанова.

Между тем операторское сообщество заинтересовано в новинке, так как никто не застрахован от аварий при комплектации вагонов некачественными поддельными деталями, и в этом случае собственники вагонов несут убытки.

Специалисты АО «Федеральная грузовая компания» отмечают, что проблема контрафактных деталей существует, особенно это касается литья и поглощающих аппаратов. «Поэтому мы приветствуем разработку любых технологий, которые помогут отслеживать и выявлять на рынке неоригинальные комплектующие. На наш взгляд, одним из вариантов решения вопроса могло бы стать создание общей базы данных оригинальных запасных частей, их чипирование или нанесение специального штрихкода», – сообщил «Гудку» заместитель генерального директора по техническому развитию, главный инженер ФГК Андрей Шевцов.

С деталями проекта «Евросиб СПб-ТС» пока мало кто знаком. По мнению исполнительного директора некоммерческого партнёрства «Объединение вагоностроителей» Евгения Семёнова, чтобы оценить предлагаемую технологию, необходимо с ней ознакомиться, но никаких материалов в объединение не поступало.

В то же время сейчас некоторые участники рынка разрабатывают собственные проекты системы учёта деталей, включая процесс маркировки, паспортизации и внесения данных об установленных комплектующих в паспорт вагона. Кроме того, необходимо, чтобы информационная система по отслеживанию деталей была развёрнута с привлечением ресурсов крупнейших участников рынка, задействованных в перевозочном процессе: операторов, производителей и ремонтников подвижного состава, владельца инфраструктуры. Основными участниками должны стать федеральные органы исполнительной власти с полным уровнем доступа ко всей депонированной в неё информации.
«Исключить контрафакт можно за счёт применения маркировки всех важных деталей, в том числе радиочастотными метками, внедрения систем цифровизации вагона, с помощью которых станет возможно отслеживать его местонахождение, комплектацию и техническое состояние в каждый момент времени», – уточнил Евгений Семёнов.

Заместитель председателя Некоммерческого партнёрства операторов железнодорожного подвижного состава, член Экспертного совета потребителей по вопросам деятельности РЖД Денис Семёнкин отметил, что идея с лазерной маркировкой не нова и её автором является Объединение вагоностроителей, хотя это касалось только новых запчастей. «Решение очень правильное и своевременное. Дело в том, что современная идентификация запасной части выполняется по трём признакам: номер детали, год постройки и завод-изготовитель. И здесь возникают такие сложности, как задвоенные детали вагонов и сложности с прочитыванием идентификационных данных. Номер может быть стёртым, у человека плохое зрение и другие причины. Поэтому нам нужно отрабатывать автоматизированное сканирование запчастей. Другой момент, что многие детали крупного литья бракуются по формальным признакам, если номер или дата промаркированы сваркой. При нанесении данных лазером они остаются на детали навсегда и их можно автоматически считывать», – пояснил Денис Семёнкин.

В «Евросиб Спб-ТС» рассчитывают во II квартале 2019 года оценить первые итоги реализации проекта и необходимость распространения технологии среди других участников рынка.

Елена Кудрявцева



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв