08 апреля 2020 18:22

Новороссийск прирастёт зерном

Расширение терминальных мощностей позволит увеличить перевалку

Главгосэкспертиза на прошлой неделе выдала положительное заключение по проекту реконструкции АО «Зерновой терминал «КСК» (принадлежит стивидорной компании «ДелоПортс») в порту Новороссийск. Теперь владелец вложит в увеличение перевалочных мощностей терминала 3,7 млрд руб. Инвестиции помогут увеличить максимальный объём перевалки с 4.5 млн тонн до 6 млн тонн в год к 2020 году.
Напомним, этот терминал введён в эксплуатацию в 2006 году и сейчас является третьим по величине зерновым терминалом в Черноморском регионе страны. 
 «Объём перевалки зерна на объекте постоянно растёт. Проектной документацией предусмотрено увеличение грузооборота  до 6 млн тонн в год. Работы на береговой и морской части территории предприятия не внесут корректировок в работу порта», – сообщили «Гудку» в контрольном органе. 

По словам генерального директора ООО «ДелоПортс» Игоря Яковенко, на реализацию проекта компания выделит 2,16 млрд руб. собственных средств и 1,54 млрд руб. получит по кредитной линии АО «Альфа-Банк», субсидируемой Министерством сельского хозяйства РФ. Проект условно делится на береговую и морскую составляющие. За счёт реконструкции сооружений по приёму зерна с железнодорожного и автомобильного транспорта их мощности увеличатся на 50%, также построят береговую транспортную галерею и трансформаторные подстанции.
«ОАО «РЖД» выдало технические условия на увеличение грузооборота терминалов Юго-Восточного района порта Новороссийск, в том числе на зерновой терминал КСК. По техусловиям планируется реконструкция горловин двух парков железнодорожной припортовой станции Новороссийск, устройство на перегоне съезда и выполнение ремонта подъездных путей. Работа ведётся совместно со специалистами Северо-Кавказской железной дороги», – уточнил Игорь Яковенко. В СКЖД «Гудку» подтвердили эту информацию.

По его словам, на участке также запланировано строительство дополнительных зернохранилищ на 102 тыс. тонн, таким образом, общее хранение составит 218 тыс. тонн грузов. И нового причала с глубиной 16,9 м, он позволит обслуживать суда размером Post-Panamax дедвейтом более 100 тыс. тонн, которые, как ожидается, будут востребованы для перевозки грузов в страны Юго-Восточной Азии. В настоящее время таких терминалов для зерновых в России пока нет.
«Увеличивая возможности нашего терминала, мы надеемся на привлечение дополнительного грузопотока. Рост конкуренции требует от терминалов ускорения обработки грузов, оптимизации логистических процессов, снижения непроизводственных простоев и увеличения мощности оборудования», – говорит Игорь Яковенко.

Как считает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, вложения в терминал оправдаются и КСК получит запланированные объёмы при условии взвешенной ценовой политики.
«Если комплексные ставки на перевалку зерна будут сопоставимы с тем, что сейчас предлагают эстонский порт Мууга или латвийская Лиепая, поток переместится в Прибалтику. Мы сейчас грузим в 130 стран, и из Новороссийска можно перевозить зерно в любую из них, если цены будут конкурентными», – сказал он.

По оценкам РЗС, российские ставки на перевалку в глубоководных портах вдвое превышают мировые. К примеру, весной Мууга предлагала комплексную ставку по перевалке (включает в себя в том числе тариф на перевалку, портовые сборы, услуги по экспедированию и оформление документов на экспорт) за $9 за тонну. У нас она составляла $19.

По данным Минсельхоза, к октябрю это соотношение мало изменилось: в России – $17–20, в странах Европы – $6–9, в США – $8, на Украине – $8–9. По мнению директора Департамента регулирования рынков агропромышленного комплекса Анатолия Куценко, размер комплексной ставки пропорционально связан с актуальным объёмом портовых мощностей, их загруженностью и спросом на портовые услуги. На сегодня их недостаточно для формирования конкурентоспособных предложений на рынке портовых услуг. И чтобы снизить тарифы на перевалку, как раз необходимо увеличивать портовые мощности по отношению к объёму экспорта примерно в полтора-два раза. В настоящий момент номинальная мощность перевалки зерна российских портов составляет порядка 52,7 млн тонн. По планам ведомства объём экспортируемой из РФ сельхозпродукции должен к 2024 году вырасти до 109 млн тонн против 65,8 млн тонн по итогам прошлого года.

Согласно данным аналитического центра АО «Русагротранс», за 2017/18 сельскохозяйственный сезон самый большой объём зерновых отправлен на экспорт через терминалы порта Новороссийск, как входящие в структуру «ДелоПортс», так и принадлежащие другим собственникам (к примеру, АО «Новороссийский зерновой терминал» и ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», входящие в группу НМТП, а также терминал компании RUSCON) – 18,2 млн тонн против 12,2 млн тонн сезоном ранее.

Елена Кудрявцева



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30