29 ноября 2021 16:58

Корифей тарифной науки

23 октября 2018 года исполнилось бы 100 лет Абраму Владимировичу Крейнину – основателю научной школы в области ценообразования на транспорте, доктору экономических наук, заслуженному экономисту Российской Федерации, ветерану Великой Отечественной войны.
Абрам Крейнин воспитал плеяду учеников
Вся творческая жизнь Абрама Владимировича отдана делу совершенствования грузовых и пассажирских тарифов. Работая в МПС (1945–1963) и во ВНИИЖТ (1963–1994), он принимал активное участие в тарифных реформах на железнодорожном транспорте 1949, 1950, 1952, 1955, 1967,1974, 1990 годов.

Созданный и возглавляемый им с 1965 года сектор ценообразования в составе отделения экономики института стал центром научно-исследовательской и проектной работы по железнодорожным тарифам всесоюзного масштаба. Учёный заложил теоретические основы построения грузовых и пассажирских тарифов, воплощённые в Прейскурантах для использования на всей сети железных дорог и всеми предприятиями – грузоотправителями СССР. Разработанные им методологические положения получили применение и на других видах транспорта, а также за рубежом.

Благодаря идеям Крейнина впервые в мировой практике в 1967–1974 годах был осуществлён переход на унифицированную двухставочную модель грузовых тарифов, адекватно отражающую зависимость перевозочных издержек от расстояния. Такое решение способствовало эффективному размещению производства, существенно улучшило планирование доходов железных дорог и транспортных затрат предприятий народного хозяйства. Важной предпосылкой для введения новой тарифной системы было использование экономико-математических методов при рационализации перевозок грузов.

В 1993 году двухставочная форма тарифов была распространена на пассажирские перевозки в дальнем следовании с выделением плацкарты и применялась длительное время на всём пространстве железных дорог СНГ и Балтии.

Абрам Владимирович внёс значительный вклад в исследования по учёту, планированию и сокращению транспортных затрат отраслей народного хозяйства, проводимые под руководством заведующего отделением экономики, д. э. н. Б.И. Шафиркина в 70–80-е годы.

А.В. Крейнин являлся признанным экспертом в области международных тарифов и многие годы участвовал в работе СЭВ, ОСЖД и МПС совместно с зарубежными железнодорожными администрациями по их разработке и совершенствованию. При его поддержке была принята методика определения эффективности экспорта и импорта транспортных услуг.

Необходимо особо отметить его личную роль в отстаивании научной позиции и реализации выполненных ВНИИЖТ исследований на всех уровнях государственного управления вплоть до ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Им выполнена большая организационно-методическая работа по подготовке и проведению Всероссийского Тарифного съезда в 1998 году. Много творческих сил он отдавал работе в научном совете по ценообразованию АН СССР, всесоюзных и международных конференциях.

Идейный потенциал и методический арсенал исследователя раскрыты в монографиях, трудах ВНИИЖТ и многочисленных статьях. В 1978 году вышла фундаментальная монография А.В. Крейнина «Транспортные тарифы в СССР», которая до сих пор служит настольной книгой профессиональных специалистов, научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и соискателей. А.В. Крейнин – основной автор двух учебников по тарифам. В последние годы жизни Абрам Владимирович выпустил получивший большую известность научно-исторический труд «Развитие системы железнодорожных грузовых тарифов и их регулирование в России».

В настоящее время основанная им лаборатория, его ученики и последователи успешно продолжают дело учёного по системному совершенствованию железнодорожных тарифов в новых экономических условиях.

Д. э. н. Леонид Мазо,
д. э. н., профессор
Ольга Мирошниченко,
директор научного центра «Экономика», к. э. н. Елена Ефимова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31