13 ноября 2019 03:23

Корифей тарифной науки

23 октября 2018 года исполнилось бы 100 лет Абраму Владимировичу Крейнину – основателю научной школы в области ценообразования на транспорте, доктору экономических наук, заслуженному экономисту Российской Федерации, ветерану Великой Отечественной войны.
Абрам Крейнин воспитал плеяду учеников
Вся творческая жизнь Абрама Владимировича отдана делу совершенствования грузовых и пассажирских тарифов. Работая в МПС (1945–1963) и во ВНИИЖТ (1963–1994), он принимал активное участие в тарифных реформах на железнодорожном транспорте 1949, 1950, 1952, 1955, 1967,1974, 1990 годов.

Созданный и возглавляемый им с 1965 года сектор ценообразования в составе отделения экономики института стал центром научно-исследовательской и проектной работы по железнодорожным тарифам всесоюзного масштаба. Учёный заложил теоретические основы построения грузовых и пассажирских тарифов, воплощённые в Прейскурантах для использования на всей сети железных дорог и всеми предприятиями – грузоотправителями СССР. Разработанные им методологические положения получили применение и на других видах транспорта, а также за рубежом.

Благодаря идеям Крейнина впервые в мировой практике в 1967–1974 годах был осуществлён переход на унифицированную двухставочную модель грузовых тарифов, адекватно отражающую зависимость перевозочных издержек от расстояния. Такое решение способствовало эффективному размещению производства, существенно улучшило планирование доходов железных дорог и транспортных затрат предприятий народного хозяйства. Важной предпосылкой для введения новой тарифной системы было использование экономико-математических методов при рационализации перевозок грузов.

В 1993 году двухставочная форма тарифов была распространена на пассажирские перевозки в дальнем следовании с выделением плацкарты и применялась длительное время на всём пространстве железных дорог СНГ и Балтии.

Абрам Владимирович внёс значительный вклад в исследования по учёту, планированию и сокращению транспортных затрат отраслей народного хозяйства, проводимые под руководством заведующего отделением экономики, д. э. н. Б.И. Шафиркина в 70–80-е годы.

А.В. Крейнин являлся признанным экспертом в области международных тарифов и многие годы участвовал в работе СЭВ, ОСЖД и МПС совместно с зарубежными железнодорожными администрациями по их разработке и совершенствованию. При его поддержке была принята методика определения эффективности экспорта и импорта транспортных услуг.

Необходимо особо отметить его личную роль в отстаивании научной позиции и реализации выполненных ВНИИЖТ исследований на всех уровнях государственного управления вплоть до ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Им выполнена большая организационно-методическая работа по подготовке и проведению Всероссийского Тарифного съезда в 1998 году. Много творческих сил он отдавал работе в научном совете по ценообразованию АН СССР, всесоюзных и международных конференциях.

Идейный потенциал и методический арсенал исследователя раскрыты в монографиях, трудах ВНИИЖТ и многочисленных статьях. В 1978 году вышла фундаментальная монография А.В. Крейнина «Транспортные тарифы в СССР», которая до сих пор служит настольной книгой профессиональных специалистов, научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и соискателей. А.В. Крейнин – основной автор двух учебников по тарифам. В последние годы жизни Абрам Владимирович выпустил получивший большую известность научно-исторический труд «Развитие системы железнодорожных грузовых тарифов и их регулирование в России».

В настоящее время основанная им лаборатория, его ученики и последователи успешно продолжают дело учёного по системному совершенствованию железнодорожных тарифов в новых экономических условиях.

Д. э. н. Леонид Мазо,
д. э. н., профессор
Ольга Мирошниченко,
директор научного центра «Экономика», к. э. н. Елена Ефимова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Выбор редакции

Летний призыв