20 сентября 2021 22:31

Инициатор людиновского тепловозостроения

В конце сентября на площади Трудовой славы Людиновского тепловозостроительного завода (ЛТЗ) открыли бюст легендарному директору предприятия Григорию Гогиберидзе, благодаря стараниям и настойчивости которого 60 лет назад предприятие начало строить тепловозы, а Людиново стало центром маневрового тепловозостроения.
Родился Гогиберидзе в грузинском селе Нагамари 15 августа 1907 года. Трудовую деятельность начинал в 1929-м помощником мастера на Брянском машиностроительном заводе. В марте 1951 года приказом министра тяжёлого машиностроения Григорий Гогиберидзе был назначен директором Людиновского локомобильного завода в Калужской области.

За 22 года на этой должности он совершил технический переворот. Завод переключился с изготовления паросиловых установок на серийный выпуск современных маневровых тепловозов, занял место в ряду передовых предприятий страны, а объём производства за годы руководства Гогиберидзе вырос более чем в 12 раз. В эпоху Гогиберидзе на Людиновском тепловозостроительном заводе были возведены тепловозосборочный, рамно-кузовной, малярно-сдаточный, экспериментальный и другие цеха, создан модельный ряд локомотивов, которые и сегодня служат основой для создания инновационных тепловозов на ЛТЗ.

Григорий Давыдович собрал сильную команду, которой эффективно руководил, воодушевляя коллег на новые результаты.

В 1959 году вышел тепловоз ТГМ3, сконструированный в Людиново. Вытянутая форма с кабиной сзади и звездой на переднем щите делала этот локомотив настоящим красавцем. ТГМ3 одинаково хорошо работал как на южных, так и на северных магистралях, мог вписаться в кривую пути с минимальным радиусом, что делало его незаменимым на сложных участках.

Гогиберидзе гордился ещё одним своим детищем – тепловозом ТГ16, специально созданным для узкой сахалинской колеи. На ВДНХ кабина сахалинского тепловоза была признана одной из лучших в отечественном машиностроении. С такой же тщательностью были сконструированы и изготовлены другие узлы «сахалинца». Он достойно выдержал все испытания и экспертизы, завод приступил к его серийному выпуску.

Немало семей рабочих получили тогда бесплатные квартиры в новых домах, построенных по инициативе директора. А сам Гогиберидзе жил заводом, домой приходил лишь переночевать. Дом директора, холодный и сырой, с заплесневелыми стенами, был людиновской притчей во языцех. Григорий Давыдович как поселился там, так и прожил все годы до самой кончины. Ему говорили: «Вам бы самому переехать. Вон сколько понастроили для других». Он отвечал: «Мало настроили. Пока есть очередь на жильё, никуда не перееду».

Он был скромен в быту, не носил дорогой одежды. Директор завода не жалел денег на спорт, художественную самодеятельность, театр, на детсады и школы. Любил футбол и ходил на матчи людиновской команды «Авангард». При нём в Людиново появились Дом спорта, здание почты.
«Гогиберидзе мы обязаны тем, что в городе появилась целая плеяда талантливых, образованных людей, которые изменили образ жизни в Людиново, наполнили её новым ритмом, – отметила на торжественном митинге глава города Татьяна Прохорова. – Он ценил в людях деловую хватку и всячески способствовал их продвижению по служебной лестнице. Многие годы основу кадров руководящего звена города составляли выдвиженцы тепловозостроительного завода».

С инициативой установить на предприятии бюст легендарного директора выступил заводской совет ветеранов. Руководство холдинга «Синара-Транспортные Машины», в который входит ЛТЗ, поддержало предложение.

По словам генерального директора ЛТЗ Павла Майорова, Григорий Гогиберидзе был личностью большого масштаба, изменившим не только завод, но и весь город. Его имя носит улица в жилом микрорайоне Молодёжный, который был построен для семей тепловозостроителей, а также городской Дворец культуры.
«60 лет назад благодаря Григорию Гогиберидзе Людиновский завод встал на рельсы тепловозостроения, по этому пути мы уверенно идём и сейчас, выпуская современные локомотивы для железных дорог России и других стран. Отдавая дань уважения легендарному руководителю, мы сохраняем и продолжаем рабочие традиции, необходимые и нам, и следующим поколениям машиностроителей», – сказал на митинге Павел Майоров.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31