21 сентября 2019 22:56

Необходимость реформы была очевидна

Временем неординарных решений называет первый президент ОАО «РЖД» начальный период создания компании

Геннадий Фадеев – первый президент ОАО «РЖД», – занимавший этот пост с октября 2003 года по июнь 2005-го. Под руководством Геннадия Матвеевича прошла подготовительная работа по преобразованию отрасли, он стоял у истоков формирования команды, начавшей работать по законам рыночной экономики.
Московское центральное кольцо заслужило признание пассажиров
Московские вокзалы стали украшением российской столицы
Московская магистраль – пассажирская дорога – делает всё возможное для комфортного и безопасного путешествия своих главных клиентов
Отраслевая медицина получает новейшее оборудование, появляются новые методы лечения
Дети железнодорожников и зимой, и летом имеют возможность отдохнуть в корпоративных оздоровительных лагерях
В своей книге «Судьба моя – железная дорога» Геннадий Фадеев вспоминает, что «из транспортного гиганта, ориентированного на освоение массовых потоков и обслуживание крупных пользователей, компания должна была превратиться в гибкого, эффективного перевозчика, надёжного хозяина инфраструктуры, предоставляющего широкий спектр качественных услуг и оперативно реагирующего на изменение требований рынка».
– Необходимость реформы на железнодорожном транспорте была очевидна, – уверен и сегодня Геннадий Матвеевич. – Хотя бы потому, что прежний механизм не вписывался в новые условия. Но заниматься реформами в спешке, непродуманно, особенно в такой отрасли, как железнодорожная, нельзя. Вот почему созданию государственной корпорации «Российские железные дороги» предшествовала огромная работа, начиная с обсуждения, разработки и принятия таких основополагающих документов, как концепции структурной реформы от августа 2000 года; программы структурной реформы от мая 2001 года и федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Он принят несколько позже – в январе 2003 года.

При их разработке предусматривались поэтапное реформирование и минимизация рисков необратимых действий. Подчеркну, что эволюционность подхода в реформе была одним из главных постулатов в идеологии реформирования. Такой подход определялся необходимостью обеспечить устойчивость, стабильность, бесперебойность в работе железнодорожного транспорта.

Не буду углубляться далеко в историю. Напомню лишь, что ключевыми для меня положениями, которые я высказывал, будучи тогда членом коллегии МПС и начальником Московской железной дороги, стали единство существующей инфраструктуры и системы управления перевозками, полный государственный контроль сети железных дорог, законодательное ограничение оборота имущества, вносимого в уставной капитал и обязательное выполнение будущей компанией работ для государственных нужд.

Только после того, как была создана законодательная база и проведена на высоком уровне инвентаризация имущества федерального железнодорожного транспорта, балансовая стоимость которого составляла 1 трлн 535 млрд 700 млн руб., ОАО «РЖД» 23 сентября 2003 года прошло процедуру государственной регистрации, а 1 октября приступило к работе.

Незадолго до этого у меня состоялась встреча в Ново-Огарёво с президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, который поддержал нас и пожелал удачи в дальнейшей работе. То, что возобладал взвешенный государственный подход к правовым и имущественным преобразованиям, помогло сохранить технологическое единство российских железных дорог, усилить экономическую интеграцию, обеспечить конкуренцию в сфере перевозок, сохранить единое тарифное пространство и, что немаловажно для сохранения стабильности, социальную защиту железнодорожников.

Период начала реформирования, а это 2002–2003 годы, стал в отрасли временем неординарных решений. Я принял во второй раз пост министра путей сообщения 4 января 2002 года. Отрасль входила в этот год с огромной налоговой задолженностью в федеральный и региональные бюджеты всех уровней. Более 200 уголовных дел было открыто на юридических лиц за неуплату налогов. При этом в огромных объёмах, без соответствующих постановлений правительства осуществлялось неплановое, причём, на новых материалах, строительство железнодорожных подходов к будущим угольным и железорудным месторождениям. В то же время оставались большие объёмы незавершённого строительства, в том числе связанного с усилением пропускных и провозных способностей грузонапряжённых направлений. Заработная плата тружеников отрасли в большинстве регионов, особенно в европейской части, оказалась намного ниже, чем в промышленности. Был заметен отток высококвалифицированных кадров.

Уже в январе 2002 года состоялось заседание коллегии МПС с участием членов правительства, начальников железных дорог, на котором я выступил с анализом состояния дел в отрасли и мерами по исправлению положения в финансовой и инвестиционной деятельности, а также ситуации с выполнением задач первого года реформ. Естественно, главное внимание было уделено выполнению постановлений правительства по реструктуризации налоговых задолженностей (а это – сотни млрд руб.). И мы уже на 2003 год сформировали бездефицитный, рентабельный финансовый план. Были выработаны механизмы поддержки убыточных видов деятельности (пассажирские перевозки), механизмы управления реформой при переходе от первого этапа ко второму. И, главное, уже в этот период руководящий состав был подготовлен к полному отделению функций государственного регулирования от функций хозяйственной деятельности. По оценке правительства, первый этап реформы прошёл успешно.

В начале второго этапа правительство утвердило инвестиционную программу. Её реализация позволила завершить работы по Северомуйскому тоннелю на БАМе и открыть движение на всём протяжении БАМа; начать «перешивку» узкой колеи на широкую на Сахалине; приступить к укладке второго пути от станции Карымская до станции Забайкальская и полной электрификации этого хода на Китай; завершить полную электрификацию всего Транссиба, открыв участок от станции Ружино до Уссурийска на электрической тяге; ускорить электрификацию северного хода от станции Волховстрой через всю Карелию до Кольского полуострова; завершить электрификацию участка от станции Старый Оскол до станции Валуйки; ввести в Санкт-Петербурге новый международный вокзал Ладожский с полным путевым развитием.

В период второго этапа реформирования в корне изменена технология перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

Особо подчеркну, что в 2003–2004 годах и в начале 2005-го значительно возросли объёмы перевозок и их качество. Именно в это время произошёл рост заработной платы за счёт принятого решения о сохранении доходов от подсобно-вспомогательной деятельности в распоряжении железных дорог.

Для меня очень важен момент ответственности как перед железнодорожным сообществом, так и перед историей. Сегодня, когда ОАО «РЖД» отмечает своё 15-летие, я рад, что принимал непосредственное участие в столь масштабном проекте, что с первых шагов над его реализацией трудилась замечательная команда профессионалов-единомышленников.

Являясь в настоящее время советником главы ОАО «РЖД» Олега Валентиновича Белозёрова, я имею возможность принимать участие в обсуждении важнейших процессов дальнейшего развития железных дорог страны. Я вижу, что лучшие традиции железнодорожников Олегом Валентиновичем не только поддерживаются, но и приумножаются. Посмотрите, сколько интересных проектов, направленных на удовлетворение спроса пассажиров и грузоотправителей, реализуется на сети. И прежде всего – Московское центральное кольцо. Мы могли только мечтать о том, чтобы воплотить его в жизнь. За два года с момента запуска пассажирского движения на МЦК здесь перевезено более 225 млн пассажиров, полностью обновлён парк электропоездов, сокращены интервалы движения и открыты новые пересадки на пригородные поезда и метро. Очень важно отметить, что электропоезда выпущены в России. «Ласточки» имеет локализацию на уровне 70%.

С приходом Олега Валентиновича в ОАО «РЖД» он в буквальном смысле «вытащил» путевое хозяйство на восточном полигоне Транссиба из «ямы» неудовлетворительного его состояния, его запущенности. Я не сомневаюсь, что в решении о создании Северного широтного хода его голос имел весомое значение.

А проект Московских центральных диаметров, предполагающий организацию диаметральных маршрутов пригородных электропоездов. В детальном виде он был представлен в ноябре 2017 года на рабочей встрече Президента РФ Владимира Путина с главой РЖД Олегом Белозёровым и мэром Москвы Сергеем Собяниным. Не будем забывать и о дальнейших планах по развитию скоростного движения.

Меня радует, что ОАО «РЖД» остаётся социально ориентированной компанией. Принцип социального партнёрства администрации и профсоюза, заявленный в качестве основополагающего, оправдывает себя и в наши дни.

В заключение хочу сказать, что создание государственной корпорации ОАО «РЖД» 15 лет назад стало историческим событием, равным которому по глубине, масштабности и замыслу реформ в нашем государстве не было. И я желаю сегодняшнему штабу отрасли вывести её на высокий уровень эффективности, качества услуг и безопасности движения.

Вера Чубарова
Фото из архива «МоЖ»

 


Оставить комментарий
Саенко Ник.Ник.-зас .раб.транспорта России 28.09.2018 09:41:37
Замечательная публикация и исключительно ПРАВДИВАЯ!
Безусловно отдельные руководители РЖД проявили исключительную ответственность и преданность государству сохранив отрасль как одной из важнейших структур государства РОССИЯ.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв