07 декабря 2019 18:41

Командир движения

За четыре десятилетия работы на магистрали Владимир Поляков научился жить и трудиться строго по графику

Из окна диспетчерского центра управления перевозками можно увидеть пол-Москвы, а с рабочего места старшего диспетчера по управлению перевозками (руководителя смены) – всю Московскую железную дорогу. Обстановка с перемещением составов на полигоне МЖД и соседних магистралей в режиме реального времени отображается на 12 экранах, так называемых ГИДах, призванных вести и анализировать график исполненного движения.
ГИДы, в свою очередь, разделены на 44 круга, которыми командуют поездные диспетчеры. Для обеспечения оперативной работы в ДЦУПе находятся диспетчеры смежных служб: пути, локомотивов, пассажирской части и т. д. – в общей сложности 14 человек, готовых в любую минуту предоставить своему командиру полный расклад по положению дел в хозяйстве на данный момент времени.

Таким командиром движения в ДЦУПе уже много лет является Владимир Поляков. Хоть и принято считать, что незаменимых у нас нет, в случае с Владимиром Викторовичем с данным утверждением можно и поспорить. Железной дороге он посвятил всю свою жизнь, за добросовестный труд отмечен всевозможными наградами, включая наивысшую в отрасли – знак «Почётный железнодорожник». Это и понятно: приводить в движение сердце железных дорог страны – Московскую железную дорогу – можно доверить только самым лучшим, надёжным сотрудникам. Ведь задачи, которые приходится решать Владимиру Полякову и его коллегам по сменам, являются основополагающими для всей компании. На железнодорожном языке они звучат в привычных формулировках: выполнение суточного плана по грузовой и пассажирской деятельности, осуществление контроля за соблюдением всех ключевых показателей работы дороги, эффективное использование вагонного и локомотивного парка, обеспечение безопасности движения и многое, многое другое. А если написать образно, то старший дорожный диспетчер и есть тот человек, благодаря которому сложный железнодорожный организм функционирует упорядоченно, логично и эффективно. Ежесуточно в границах столичной магистрали проследуют более 2,5 тыс. пар электричек, почти 500 пар пассажирских поездов, 1000 пар грузовых. Порой количество одновременно движущихся составов достигает максимального значения, движение осуществляется с минимальным интервалом. Такого плотного графика вы не увидите ни на одной магистрали.
– Если Московская едет, значит едет вся страна. У нас, железнодорожников, так считается, – подмечает Владимир Поляков. – С востока на запад и с севера на юг грузопоток следует через столичную магистраль. Наши сортировочные станции берут на себя огромные объёмы по переработке вагонов. А теперь представьте – эксплуатационная длина путей на полигоне МЖД составляет почти 10 тыс. км, у нас свыше 600 станций. При таких масштабах ведь никто не застрахован от нестандартных ситуаций.

По словам Владимира Викторовича, за 20 лет, что он является старшим диспетчером по управлению перевозками, у него ни разу не было двух одинаковых смен. В пути следования может случиться всё что угодно: сломалась ли техника, локомотивная бригада не вышла в рейс. А уж сколько проблем железнодорожникам доставляют горе-водители, выезжающие под запрещающий сигнал на переезд! Любая из нестандартных ситуаций в зависимости от степени трудности по цепной реакции влечёт целый ряд проблем, тормозит движение и, как результат, может нарушить все суточные планы дороги. Чтобы этого не произошло и поезда следовали в бесперебойном режиме, старший диспетчер должен просчитать развитие ситуации на перспективу. Для этого за смену через систему ГИД «Урал» Владимир Поляков просматривает до семи сотен поездов, каждый раз продумывая резервные варианты движения, анализируя основные показатели работы магистрали.

Система ведения графика исполненного движения, надо признать, современным движенцам оказывает неоценимую помощь. Нажмёшь на тонкую линию, отображающую поезд, на экране тут же появляется вся информация о составе: вес, число вагонов, характеристика груза, станция отправления, фамилия машиниста и т. д.

Владимир Поляков помнит и те времена, когда контроль перемещения составов на магистрали осуществлялся вручную. У каждого поездного диспетчера на столе лежал ватман, на котором карандашом чертили нитки графика, а в случае необходимости их меняли. С этими же огромными бланками железнодорожники ходили на доклад к тогдашнему начальнику дороги Ивану Паристому.

Надо признать, Владимир Поляков прошёл все ступени в карьере движенца. После окончания Андреевского железнодорожного техникума в 1979 году поступил на станцию Балашиха приёмосдатчиком груза и багажа. Отслужив срочную в железнодорожных войсках, вернулся на дорогу. Попасть на станцию своей мечты – Люблино-Сортировочное, гремевшую тогда на всю страну, – не получилось. Зато нашлось место на предприятии рядом с домом, в Южном порту, где довелось в течение нескольких лет потрудиться и дежурным по сортировочной горке, и дежурным по станции. Именно с этих должностей и с 1982 года Владимир Поляков начинает отсчёт своей трудовой биографии на Московской железной дороге.

В середине 80-х, как и многие коллеги на магистрали, принимает решение получить высшее железнодорожное образование без отрыва от производства. Обучаясь на заочном во ВЗИИТе, работает поездным диспетчером Московско-Окружного отделения МЖД. После окончания вуза с хорошими рекомендациями с прежнего места переходит в управление столичной магистрали на должность диспетчера по управлению грузовыми поездами. В оперативно-распорядительном отделе службы движения Владимир Викторович освоил все тонкости работы на окружном, рязанском, ореховском, бекасовском кругах. В 1998-м назначен старшим дорожным диспетчером.

За 20 лет единая комплексная смена под руководством старшего дорожного диспетчера Владимира Полякова не единожды становилась призёром и победителем отраслевых и дорожных соревнований. Дипломы «отличников» почётный железнодорожник с гордостью демонстрирует, повторяя при этом известную поговорку про то, что один в поле не воин. Любое достижение есть результат работы всех работников смены. А они у движенца как на подбор. Многие из тех, кто когда-то начинал трудиться под руководством Полякова, что называется, уже переросли своего учителя и работают в Центре управления перевозками ОАО «РЖД». Наставник из Владимира Викторовича отменный, как подчеркнули в кадрах Московской дирекции управления движением.

Диспетчерам часто приходится исправлять ситуации, возникшие на магистрали из-за пресловутого человеческого фактора. И если пассажирские поезда на вокзалы пришли вовремя, а грузовые согласно суточному плану передались по стыкам, значит смена прошла хорошо.
– Моя работа живая и совсем не рутинная, но в ней столько нюансов, – не устаёт повторять движенец. – Бывает, прихожу после смены домой и ещё в течение нескольких часов прокручиваю в голове рабочие моменты. С мыслями о работе и засыпаю. Вот и получается, что живу я и работаю в соответствии с графиком: день, ночь, двое суток выходной. И так 36 лет.

Наталья Щевелева
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв