07 декабря 2019 10:06

Путь на Восток

Герой Социалистического труда, заслуженный строитель России Иван Варшавский по-прежнему живёт в столице БАМа Тынде и в свои 80 лет живо интересуется тем, что происходит в Дальневосточном регионе.
На восток страны Иван Николаевич приехал в достаточно зрелом возрасте. Сам он уроженец Одесской области, немало времени проработал на железной дороге в Молдавии. Однако по рекомендации врача был вынужден сменить местный климат и в 1972-м приехал в Сибирь. В одной из дистанций пути отвечал за содержание и капитальный ремонт земполотна.

Через два года началось строительство БАМа. Работу на всесоюзной стройке Иван Варшавский начал в строительно-монтажном поезде № 567 управления строительства «Бамстройпуть». Сначала ему поручили заниматься становлением жилищно-коммунального хозяйства – в рабочих посёлках нужно было решать вопросы с тепло- и водоснабжением. Хотя не лежала душа к «коммуналке», Иван Варшавский, по его выражению, быстро втянулся в круговорот бамовской жизни.

Спустя какое-то время он встал во главе комплексной бригады, которая доводила до проектных отметок строящуюся линию Тында – Беркакит. В 1980-м

Ивана Варшавского направили на укладку пути в ремонтно-восстановительный поезд № 28, который двигался от станции Юктали в западном направлении. Со временем он возглавил бригаду имени 68 героев-десантников отряда Ольшанского, погибших в годы Великой Отечественной при освобождении украинского города Николаева. На этой должности Иван Варшавский сменил другого легендарного строителя БАМа, Валентина Шпенькова.
«Люди были в основном с Украины. Мужики как мужики, каждый приехал, чтобы заработать. Кто-то приезжал с семьями, женщины работали на обслуживании, поварами, прачками. У нас был рабочий поезд, который называли «бронепоезд», в нём и жили. В одном вагоне имелась киноаппаратура, крутили фильмы, другой обустроили под спортзал. Иногда проводили дискотеки, приглашали народ с трассы: работников мехколонн, мостовиков, тоннельщиков», – рассказывает Иван Николаевич.

Впрочем, таких случаев было мало, отмечает он. Когда шла укладка, работа велась круглосуточно. Гружённые рельсошпальной решёткой порталы для путеукладчика поступали и днём и ночью. Одна часть коллектива работает, другая – отдыхает, так и менялись, притом что выходить приходилось в любую погоду. Бригада Варшавского не раз становилась победителем в соцсоревновании, а в сентябре 1983 года за одну смену уложила 4,6 км пути, установив рекорд. Поэтому ей, а также другой заслуженной бригаде Александра Бондаря, которая шла навстречу, доверили укладку «золотого» звена на разъезде Балбухта.
«Вообще стыковка должна была произойти на Куанде. Нас задержал Кодарский тоннель, из-за чего пришлось строить временный обход через одноимённый перевал. И бригада Бондаря вместо нас прошла участок от Куанды до Балбухты», – поясняет Иван Варшавский.

Событие 29 сентября 1984 года он никогда не забудет. «Была атмосфера праздника, всеобщей радости, ведь к этому шли 10 лет. Ещё накануне в Балбухте собралось много народа, люди ночевали у костров. Мы планировали с Бондарем, уложив звенья, выставить два праздничных стола по 25 метров, но получилось – только один, с нашей стороны. Вокруг набилось народа – не протолкнуться, и стаканов не хватает. Тогда я вскочил на стол, снял каску, налил туда шампанского и водки – получилось «северное сияние». Сделал пару глотков и пустил по кругу, тут же другие начали каски снимать», – вспоминает ветеран.

После БАМа Иван Варшавский работал в других регионах Дальнего Востока: в Приморье завершал электрификацию Транссиба, в Якутии начинал прокладывать путь Улак – Эльга, на Сахалине участвовал в реконструкции искусственных сооружений. Сегодня он на пенсии, но происходящим в отрасли продолжает интересоваться. Два года назад руководство ДВЖД пригласило ветерана на открытие нового разъезда Мохортов, названного в честь начальника «ГлавБАМстроя» Константина Мохортова.
«Однопутные перегоны на БАМе длинные, и, чтобы росли перевозки, сегодня строятся разъезды и местами вторые пути. Это, конечно, радует. Ведь когда строили БАМ, отсыпали земполотно, возводили опоры мостов под второй путь, а уложили только один», – говорит Иван Варшавский.

Он верит, что на Дальнем Востоке осуществятся такие масштабные стройки, как переход через реку Лену (Нижний Бестях – Якутск) и пролив Невельского (материк – Сахалин). В России с её обширными территориями труд транспортных строителей ещё долго будет востребован.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв