14 декабря 2019 11:17

Водород потянет

Немецкие власти рассчитывают заменить дизельное топливо лёгким газом

В Германии введены в опытную эксплуатацию первые в мире поезда на водородных топливных элементах Coradia iLint производства французской машиностроительной компании Alstom. Они будут перевозить пассажиров на междугороднем неэлектрифицированном маршруте в Нижней Саксонии.
Этот проект начался в 2014 году, когда Alstom подписала меморандумы о намерениях внедрить экологичные поезда нового поколения с властями четырёх земель ФРГ: Нижней Саксонии, Северного Рейна – Вестфалии, Баден-Вюртемберга и Гессена. В сентябре 2016 года компания представила водородный поезд Coradia iLint на международной выставке InnoTrans в Берлине. В марте 2017 года начались его испытания на тестовом полигоне завода Alstom в Зальцгиттере. В ноябре того же года Государственная транспортная компания Нижней Саксонии (Landesnahverkehrsgesellschaft Niedersachsen, LNVG), Alstom и немецкая химическая компания Linde заключили контракты на поставку 14 таких поездов к декабрю 2021 года, их обслуживание и заправку газом в течение 30 лет. И в июле текущего года Федеральное управление железнодорожного транспорта (Eisenbahn-Bundesamt) разрешило коммерческую эксплуатацию Coradia iLint на железных дорогах общего пользования.

С 17 сентября два водородных поезда курсируют на маршруте между городами Куксхафен, Бремерхафен, Бремерфёрде и Букстехуде протяжённостью почти 100 км. Их оператором стала компания «Железнодорожные и транспортные услуги на Эльбе и Везере» (Eisenbahnen und Verkehrsbetriebe Elbe-Weser, EVB).

Конструкция двухвагонных поездов Coradia iLint позволила сделать их низкопольными – ячейки источников питания и резервуары со сжиженным водородом расположены на крыше составов. Ток вырабатывается в ходе химической реакции водорода и поступающего из воздуха кислорода, остаточными продуктами которой являются водяной конденсат и пар. Излишки энергии сохраняют литий-ионные аккумуляторные батареи, также накапливающие электричество, вырабатываемое при рекуперативном торможении. Малошумные поезда развивают скорость до 140 км/ч и могут проезжать до 1 тыс. км без дозаправки, которая сейчас выполняется в Бремерфёрде с помощью специальной мобильной цистерны. Стационарная заправочная станция появится на обслуживаемой EVB сети в 2021 году.

Председатель и главный исполнительный директор Alstom Анри Пупар-Лафарж подчеркнул, что для компании и транспортной отрасли это событие имеет революционное значение. «Первый в мире поезд на водородных топливных элементах приступает к обслуживанию пассажиров и готов к серийному производству. Coradia iLint знаменует собой новую эру для железнодорожного транспорта без вредных выбросов. Эта инновация является результатом совместной работы франко-немецкой команды и служит примером успешного трансграничного сотрудничества», – сказал он.

Министр экономики и транспорта Нижней Саксонии Бернд Альтусманн отметил, что новаторское решение обеспечит благоприятную для экологии альтернативу традиционным дизельным поездам на неэлектрифицированных линиях. «В случае успешной проверки работоспособности технологии топливных элементов в повседневном обслуживании мы в будущем возьмём курс на безопасный для климата железнодорожный транспорт без вредных выбросов», – сообщил он.

Федеральное правительство Германии поддержало разработку и тестирование новой технологии, предоставив финансирование на сумму около 8,4 млн евро в рамках целевой национальной программы. Министерство экономики и транспорта Нижней Саксонии вложило в покупку LNVG 14 водородных поездов ещё 81 млн евро.

LNVG организует железнодорожное пассажирское сообщение в регионе и ежегодно выплачивает местным операторам около 300 млн евро. Управляющий директор компании Кармен Швабль отметил, что запланированный ввод в эксплуатацию в общей сложности 16 поездов Coradia iLint к концу 2021 года имеет стратегическое значение. «Мы также делаем это, потому что около 120 дизельных поездов в нашем парке подвижного состава выработают свой ресурс в течение следующих 30 лет, и мы должны их заменить. Опыт, накопленный в этом проекте, поможет нам найти устойчивое и практичное решение», – сообщил управляющий директор LNVG.

Неэлектрифицированные железнодорожные линии сейчас составляют свыше 40% немецкой железнодорожной сети. По данным LNVG, поезда на водороде могут заменить большую часть дизельных в ближайшие 10–15 лет.

Комиссар федерального правительства по железнодорожному транспорту и парламентский государственный секретарь Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры Энак Ферлеманн считает, что водородные топливные элементы эффективны и составят конкуренцию дизельному топливу. «Поэтому мы поддерживаем и финансируем эту технологию, чтобы расширить её использование», – заключил он.

Кирилл Сотников



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв