09 декабря 2019 22:20

Костюмы из разных эпох

Владимир Бударин, начальник подразделения по сохранению исторического наследия Приволжской дороги

– Владимир Васильевич, подразделение по сохранению исторического наследия собрало коллекцию железнодорожных форменных костюмов разных эпох и профессий, которую к Дню компании покажут в Астрахани, Волгограде и Саратове. Какие экспонаты появились первыми?
– Первый экспонат появился в прошлом году. В канун Дня Победы на ПривЖД ожидалось прибытие ретропоезда с Северо-Кавказской дороги. К его приезду был изготовлен исторический костюм начальника станции. Это был прототип формы начальника Малой магистрали Веры Стригиной. На единственной сохранившейся фотографии 1943 года она запечатлена в белом военном кителе с золотыми пуговицами, в чёрной юбке и погонами инженер-капитана. С того года для всех сотрудников железных дорог Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) ввёл новую парадную форму вместе с персональными званиями. Все детали кроя восстанавливали по книге Марии Балтрашевич «Железнодорожный форменный костюм». Нашу задумку реализовала волгоградский модельер Ираида Шульженко, сшившая китель и юбку. С фурнитурой возникла сложность, так как найти подлинники не удалось. Пуговицы, погоны со звёздами и кокарда на головном уборе – современные копии. Исторический облик им придавался вручную. Ещё два атрибута – фуражка и сигнальный жезл – экспонаты музея истории ПривЖД.
Год спустя, когда на дороге формировался собственный «Воинский эшелон», форма потребовалась для машинистов паровоза, их помощников и кочегаров. Её сшили в Москве по стандартам, прописанным в приказе НКПС от 1943 года. Для костюмов, сшитых из шерстяной ткани, требовались форменные пуговицы, технические знаки, ремни, бляхи на них. Сделать имитацию оказалось сложно. Тогда коллеги из музеев железных дорог порекомендовали московскую фирму, специализирующуюся на пошиве исторической отраслевой одежды. Для каждого члена локомотивной бригады форму шили индивидуально и без единой примерки. Работники впервые увидели её только перед стартом «Воинского эшелона» в Волгограде. Таким образом, в мае в коллекции ПривЖД насчитывалось семь костюмов, соответствующих образцам 1943 года. К Дню железнодорожника количество комплектов обмундирования увеличилось вдвое.

– Также за счёт моделей военного времени?
– К этой форме мы решили добавить костюмы – от начала создания железных дорог до XX века. Для презентации одежды служащих частных и государственных дорог России в 1861–1880 годах были выбраны четыре костюма. Первый – штаб-офицера Корпуса инженеров путей сообщения. Это парадный полукафтан из тёмно-зелёного сукна и шаровары покроя 1855 года. На левом плече – золотой аксельбант, введённый в форму инженеров в 1859 году, на портупее из серебряного галуна – драгунская сабля в кожаных ножнах. Другой – костюм машиниста времён Николаевской железной дороги. В те времена он мало чем отличался от одежды вольнонаёмных рабочих. Этот же период представлен женским костюмом телеграфистки, состоящим из чёрного пальто с белыми пуговицами и длинной юбки на французский манер. Головным убором служила шляпка-котелок. Коллекцию дополнила форма начальника станции, изменённая в 1870 году. Тогда фуражка стала ярко-малиновой, что позволяло быстро найти руководителя в толпе.
Костюмы дореволюционного периода представлены будничной и дорожной формой инженера путей сообщения. Первая украшена серебряными пуговицами, вторая – золотыми. Их передал директор волгоградского музея «Память» Антон Артамонов. Недавно коллекцию дополнили летним обмундированием полковника – директора тяги. Современные экспонаты – костюм юных железнодорожников 1948-го и женское платье 1955 года.

– Сколько времени потребовалось на изготовление всех костюмов?
– На создание коллекции ушло чуть больше месяца. Её шили саратовские и волгоградские модельеры по историческим фото, документам, иллюстрациям и описаниям вышеуказанной книги, а также изданиям Сергея Федосеева «Железнодорожный мундир империи». Закройщики интересовались, какими должны быть петлицы, воротник, на каком расстоянии и как закрепляются пуговицы. В поисках ответов на все эти вопросы мы изучили множество архивных документов.
Перед тем как выставить костюмы в музее ПривЖД, предстоит закупить ростовые манекены. Со временем форма будет дорабатываться: съёмные элементы заменим репродукциями или оригиналами. Коллекция станет наглядным пособием по истории стальных магистралей.

Беседовала Ольга Жиркова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв