08 декабря 2019 06:50

Миллионер из Вихоревки

Борис Крашенков водит маневровый локомотив более сорока лет

Машинист тепловоза 2-го класса эксплуатационного локомотивного депо Вихоревка Восточно-Сибирской дирекции тяги Борис Крашенков представлен к награждению знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД». В коллективе уверены: Борис Александрович заслужил высшую награду компании.
В родном депо его иной раз в шутку называют миллионером или дедом. Крашенков на это только улыбается – не обижаться же на факты. На его форменном кителе уже не первый год поблескивает знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», который машинисты называют «миллионник». Что касается деда, старше Бориса Александровича по возрасту и стажу трудно найти не только в Вихоревке, но и во всей региональной Дирекции тяги.

Заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Игорь Карасёв и вовсе считает Крашенкова человеком уникальным: «Вы часто видели машиниста, трудовой стаж которого превышает сорок с лишним лет?»

И в самом деле, в таком возрасте большинство машинистов давно уже с внуками возятся или на даче время проводят. Водить поезда не только престижно, но и затратно в смысле психофизиологических нагрузок. И дело тут не столько в условиях труда и графике работы, сколько в большой ответственности, которая съедает нервы, как ржавчина. Но Крашенков в свои 65 лет вполне укладывается в рамки тех требований, которые медкомиссия предъявляет к членам локомотивных бригад.

В его биографии поражает ещё один факт. Все четыре с лишним десятилетия Борис Крашенков проработал в маневровом движении на станции Братск. Молодые машинисты не единожды спрашивали его: неужели не надоело сменами монотонно крутиться по станции, неужели ни разу не хотелось почувствовать, как встречный поток воздуха прессует локомотив на длинных перегонах? «Мне нравится эта бойкая работа на станции: расформирование, уборка, подборка вагонов, другие технологические операции. Смена то на ночь выпадает, то на день. Здесь как-то особенно ощущаешь, что ты нужен, что ты заодно с десятками других людей – с дежурными по станции, составителями, вагонниками», – объясняет машинист.

Чувство причастности к большому и важному делу, судя по всему, и предопределило его выбор профессии. В армии он крутил баранку армейского грузовика, логично было заняться этим и на гражданке. В то же время перед глазами был пример родителей-железнодорожников. Отец Александр Моисеевич, фронтовик, после войны выучился в Москве на машиниста, вместе со всей группой был направлен в Сибирь и оказался в Братске, чтобы в скором времени пересесть с паровоза на тепловоз. Следом приехала и супруга Анна Феофановна, тоже устроилась на железную дорогу по своей профессии билетного кассира. Дом Крашенковых стоял возле вокзала, и вся жизнь таёжной станции, вокруг которой шло грандиозное строительство, проходила на глазах юного Бориса.
«На дорогу тянуло, но и шоферить хотелось, – вспоминает ветеран. – Пошёл на курсы электромонтёров, механиков СЦБ, некоторое время проработал, но большого удовлетворения не было. Отец в очередной раз предложил: давай к нам в депо. Так в 1977 году я и подался в помощники машиниста. Попал в маневровое движение, думал, что и это временно, а оказалось – на всю жизнь».

В начале своего деповского пути Крашенков попал в руки мудрого наставника Валерия Вдовиченко. Через несколько лет ему доверили водить тепловоз самостоятельно.

В маневровом движении свои особенности. Ограниченное пространство станции и её разветвлённое хозяйство требуют от машиниста внимательности и быстроты реакции. «Главное тут – не допустить столкновений, проезда запрещающих сигналов. Избегать неприятностей помогают знание станции, бдительность», – говорит Борис Александрович.

Теперь уже Крашенков наставляет в профессии молодых машинистов. Как опытному профессионалу (в частности, он одним из первых в депо два десятка лет назад стал работать без помощника) ему доверили не только наставничество, но и приёмку локомотивов из ремонта. Показал Борис Александрович себя и рачительным хозяином: каждый год экономит по 1,5–2 тонны дизельного топлива.
«Оперативность, трудолюбие, безотказность, принципиальность, личный вклад Бориса Крашенкова в обеспечение безаварийной работы вызывают уважение у всего коллектива депо», – говорит Игорь Карасёв.

Со своей стороны Борис Александрович ценит в людях честность. Потому и сам он честен перед любимым делом, перед коллективом, перед супругой Татьяной Александровной, которая когда-то приехала по путёвке строить БАМ да так и осталась в этих северных краях, обеспечивая надёжный тыл мужу-машинисту.

Сергей Кез,
соб. корр. «Гудка»
Иркутск



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв