28 мая 2020 04:04

Новая методика – новые стимулы

Узловые рабочие группы Московской железной дороги готовы к конкуренции

С 1 июля 2018 года на Московской железной дороге вступило в силу новое положение об узловых рабочих группах (УРГ), сформированное на основании аналогичного документа ОАО «РЖД». О новациях положения, проблемах, успехах и перспективах УРГ на столичной магистрали обозревателю «Московского железнодорожника» рассказывает начальник технологической службы МЖД Владимир Бродский.
Владимир Бродский, начальник технологической службы МЖД
– Владимир Тимофеевич, как появились узловые рабочие группы (УРГ) на Московской железной дороге и какой опыт их работы за эти годы уже накоплен?
– Узловые рабочие группы были организованы на Московской железной дороге в 2013 году по инициативе начальника МЖД Владимира Молдавера. Целью создания было повышение эффективности и управляемости перевозочного процесса, усиление ответственности участников перевозочного процесса за соблюдение технологической дисциплины. Основной задачей, стоящей перед узловыми рабочими группами, стало улучшение технологичности работы узлов, участков, всех станций, входящих в УРГ, повышение статуса руководителя линейного уровня и оказание помощи при становлении в должности молодых руководителей линейных подразделений УРГ – наставничество.
Своё назначение эти группы оправдали. Они стали отражением качества эксплуатационной работы, проводимой на узлах, участках. Очень важно, что УРГ объединили всех участников производственного процесса – не только начальников линейных станций, но и руководителей структурных подразделений дирекций и служб, действующих на полигоне УРГ. Наибольшее количество узловых рабочих групп было в Московско-Курском (16) и Московско-Смоленском регионах (12).
Деятельность узловых рабочих групп проводилась на основании приказа начальника МЖД от 30 ноября 2016 года №МОСК-149. УРГ выбирались и распределялись в регионах больше по участкам, имеющим единую технологию работы. Рассматривались технология работы головных станций и примыкающих к ним промежуточных станций. К примеру, для создания УРГ выбиралась узловая станция и прилегающие станции, участвующие в технологии работы общего участка обслуживания. По тому же принципу организовывались и другие узловые рабочие группы.
Обсуждения и подведение итогов деятельности происходили на совещаниях руководителей узловых рабочих групп в присутствии глав структурных подразделений и начальников железнодорожных станций – участников УРГ. Для решения вопросов приглашались начальники региональных дирекций и филиалов. В ходе совещаний рассматривались «узкие» места полигона деятельности УРГ. Эксплуатационная работа и перевозочный процесс анализировались с точки зрения выявления проблем и их устранения. По результатам принимались совместные решения о повышении эффективности эксплуатационной работы станций и предприятий. Вырабатывались качественные технологические решения в первую очередь по организации местной грузовой работы – развозу местного груза, составлению графиков обслуживания смежных станций, предоставлению технологических «окон» по содержанию инфраструктуры. Благодаря работе УРГ отстающие станции подтягивались в вопросах содержания инфраструктуры.

– По каким критериям оценивалась работа УРГ?
– Рейтинг УРГ составлялся по четырём блокам. Показатели работы станции, финансы и рынки, состояние объектов инфраструктуры и территории железнодорожного узла, обучение работников и повышение их квалификации. Эта деятельность проходила в наших учебных центрах – Подбельском, Перовском, Пресненском подразделениях Московского учебного центра профессиональных квалификаций. Оценка показателей эффективности по каждому блоку и позволяла выявить «узкие» места в работе каждой технологической группы. По итогам руководитель УРГ ставил конкретные задачи.
Ежемесячно итоги деятельности УРГ подводились в регионах. Заместители начальника МЖД по территориальному управлению рассматривали результаты работы УРГ, анализировали правильность и своевременность принятых решений и их выполнение. Исследовали вклад узловых рабочих групп в эксплуатационную деятельность региона и дороги в целом. Эти инструменты давали возможность подтянуть отстающих – тех, кто по каким-то причинам не смог в срок и надлежащим образом в течение месяца выполнить решения УРГ, а также определить дальнейшие цели и задачи в работе УРГ.
Особо следует отметить, что УРГ в своей работе рассматривали и социальные вопросы – выполнение Коллективного договора, обеспечение спецодеждой, доставку железнодорожников служебным транспортом на рабочие места и обратно к месту жительства, предоставление служебного жилья. По результатам принятых решений совместно с руководителями структурных подразделений сформированы режимы труда и отдыха на малодеятельных участках, чтобы они увязывались с графиком движения железнодорожного и общественных видов транспорта. По обращениям УРГ руководители регионов принимали решения. Это позволяло снизить текучесть кадров на линейных предприятиях, закрепить работников на местах. Помимо того, для оказания помощи руководителям УРГ за каждой группой закреплён куратор – из числа заместителей начальника дороги.

– Какие УРГ на Московской магистрали показали лучшие результаты?
– В регионах итоги подводились ежеквартально в соответствии с методикой оценки эффективности деятельности УРГ. Действует положение о премировании работников УРГ, занявших по результатам квартального соревнования первое, второе, третье места. За 2017 год первое место дважды занимала УРГ станции Смоленск-Сортировочный, дважды – УРГ станции Тихонова Пустынь и УРГ станции Москва-Пассажирская-Киевская. В первом квартале 2018 года лидирующие места заняли две УРГ Смоленского региона – Сафоновского и Фаянсовского участков, а также УРГ станции Москва-Пассажирская-Ярославская. Во втором квартале первое место заняли УРГ станций Москва-Пассажирская-Курская, Москва-Пассажирская-Киевская и Тихонова Пустынь. Участковые УРГ Московской дороги, к сожалению, отработали с результатом ниже сетевых.

– А что же наши сортировочные сетевые станции?
– Подводя итоги двух кварталов 2018 года, мы не увидели среди победителей ни одной УРГ крупных сортировочных узлов. В 2017 и 2018 годах на МЖД организовывались специальные выездные комиссии для оказания помощи Бекасовскому, Ореховскому и Рыбновскому узлам, которые нам бы также хотелось видеть среди передовых УРГ. На днях, чтобы придать положительную динамику, по поручению первого заместителя начальника МЖД Александра Шинкарёва состоялись очередные комиссионные выезды на эти станции для стабилизации эксплуатационной работы.
Основными вопросами производственных потерь являются снижение оборота локомотива в узле, невыполнение технических норм производственных процессов. Норматив оборота локомотивов завышен более чем на 2 часа в Бекасово и Орехово, а в Рыбновском узле передержка локомотивов достигает почти 4 часов. Это недопустимые прямые потери. Сейчас необходимо вновь пристально посмотреть на соблюдение технологических процессов работы этих крупнейших станций. Правильный подход позволит более эффективно использовать локомотивный парк, дополнительно высвободить электровозы и тепловозы для организации перевозочного процесса. Нельзя забывать, что производительность локомотива – важный бюджетный показатель. А оборот локомотивов в железнодорожных узлах – его неотъемлемая составляющая.
Сегодня УРГ трёх сортировочных станций – Бекасово-Сортировочное, Орехово-Зуево, Рыбное – входят в десятку УРГ дороги с наименьшими баллами эффективности во втором квартале. Хотелось бы, чтобы они подтянулись и вышли из зоны критики. Им нужно принять меры для достойной конкуренции с сетевыми лидерами в категории сортировочных узлов. Надо понимать, что ошибки руководителей УРГ на Московской дороге обходятся дорого, поскольку наши сортировочные станции очень значительны для перевозочного процесса железной дороги и сети в целом.

– Теперь расскажите о новой методике оценки работы УРГ.
– Распоряжение о введении новой методики в декабре 2017 года утверждено первым заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Анатолием Краснощёком.
Мы не только подвели итоги по старой методике, но и параллельно апробировали новую методику. Чем они отличаются? На МЖД подписан приказ начальника дороги от 8 мая 2018 года №МОСК-55, утвердивший «Положение об узловых рабочих группах». При разработке этого приказа изменились подходы к формированию УРГ. Чтобы более качественно сопоставлять результаты деятельности УРГ, работающих преимущественно в одинаковых условиях, они разделены по категориям. Первая категория – пассажирские станции, вторая – грузовые, третья – сортировочные и четвёртая – участковые. То есть пассажирские станции будут сравниваться с пассажирскими, сортировочные – с сортировочными и т. д. Это позволяет сопоставить деятельность УРГ с идентичными технологиями работы и расширить число номинаций для дополнительного поощрения рабочих коллективов. Количество УРГ на Московской магистрали возросло с 64 до 75, при этом критерии оценки качества работы УРГ остались примерно такими же, как и раньше. Это позволило руководителям УРГ быстрее адаптироваться к работе в новых условиях.

– И как выглядят УРГ Московской железной дороги при ранжировании по новой методике?
– Мы провели сопоставимую оценку качества работы УРГ во втором квартале – как если бы уже действовала новая методика, принятая на сети. Сравнивали с УРГ сортировочных станций, которые являются лидерами по сети. Это станции Тулун и Улан-Удэ Восточно-Сибирской железной дороги, Пенза-I, Иркутск-Сортировочный. И мы отметили, что УРГ Московской железной дороги также могли бы претендовать на лидерство в этих категориях. Но поскольку данный приказ принят на МЖД во втором квартале, то, чтобы не искажать финансовую учётность при рейтинговой оценке, было решено официально ввести оценку работы УРГ по новой методике с 1 июля 2018 года. Если в третьем квартале мы отработаем на качественном уровне, то можем рассчитывать на соперничество с лучшими УРГ сети.

– На чём ещё делает акценты новая методика?
– Новая методика выделила в функционале УРГ направления бережливого производства, улучшения технологии, ускорения перевозочного процесса. За это начисляются дополнительные баллы. Что является ещё одним стимулом к завоеванию лидерства среди УРГ на сети. Руководитель УРГ должен не просто быть диспетчером по проталкиванию вагонов, а мыслить как инженер, более масштабно, внедрять новые идеи, ставить перед собой более глобальные цели.
Каждая узловая рабочая группа сегодня может стать лидером. За это поощряется не только руководитель УРГ, а весь коллектив. И не одной лишь станции, а все железнодорожники, которые внесли наибольший вклад в общий результат.





Беседовал Игорь Ленский



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31