21 сентября 2019 15:58

Елена Котовская: Путь к многодетным семьям

Елена Котовская родилась и живёт в Москве, окончила исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук, сценарист, автор публикаций в центральной прессе, мама четверых детей.
Лежала я в роддоме. В одной палате со мной – чеченка, в соседней, через стенку, – армянка. Две мои соседки по блоку очень отличались друг от друга. Армянка по-русски – едва-едва, чеченка же, наоборот, филолог. И внешне похожа на русскую: светлые волосы, открытое лицо. Однако, несмотря на эти различия, их объединяло женское паломничество. Именно женское, а не мужское (меня, например, навещали только муж и один раз мама). А тут – сёстры мужа, жёны братьев мужа, собственные сёстры, чуть ли не сёстры жён братьев мужа. И вся эта женская гвардия проявляла такой неподдельный интерес к новорождённому и такую заботу о роженице, которую мы не привыкли видеть и от ближайших родственников. Но это ещё не всё. Как-то на мой вопрос, есть ли у чеченки та или иная вещь для ребёнка, она с удивлением ответила, что да, конечно, у неё ВСЁ есть, что нужно, ей ВСЁ подарили ещё с первым сыном. Причём не муж и не родители, а все те же «сёстры жён братьев мужа». Её муж подрабатывал случайными приработками, у них не было жилья (они снимали), но благодаря этой женской заботе она могла быть абсолютно спокойна за своих детей.

Вы понимаете теперь, почему филолог не разрывается (как мы) между любимой работой и детьми, у неё даже мысли не возникает о такой дилемме – она поступает, как принято поступать в традициях её народа. Даже в Москве они сохраняют эту традицию.

Для нас это всё в диковинку. Мы и степеней родства таких не знаем, да и сестёр в таком количестве ни нам, ни нашим мужьям взять неоткуда: матери наши тоже не рожали «больше двух». Однако раньше, совсем недавно, всего каких-нибудь 100 лет назад, картина была совершенно иная: представить себе крестьянку, в полном одиночестве воспитывающую своих чад, просто невозможно. Всегда в доме полно было родственниц женского пола, или уж, на худой конец, соседки не оставляли. В наше время в русских семьях, особенно городских, исключением является даже наличие регулярно помогающей бабушки. Бабушки теперь тоже хотят быть, «как во всём цивилизованном мире», и либо работают «на трёх работах», либо «собираются наконец пожить для себя». Как горестно заметила моя знакомая, на робкий вопрос мужу по поводу второго ребёнка тот ей резонно ответил: «Ты сперва двух бабушек роди!». Так что часто, очень часто не на кого опереться молодой маме, и вряд ли я ошибусь, сказав, что именно это, а не материальные и прочие трудности, вместе взятые, останавливает женщину от желания родить даже второго, чтобы после этого ещё раз оказаться в полном вакууме общения. Не мужу же звонить каждый раз на работу, когда тебя терзают мысли вроде: «А что если из-за сползшего чепчика у ребёночка начнётся менингит?». Иногда и звонишь, так как порой и позвонить-то некому. Вначале появляется иллюзия, что помогут соцсети, но и они без живого общения – как антидепрессанты при тотальном одиночестве.

Православным женщинам тут мог бы посодействовать приход, да вот беда – когда общаться-то? Времени ведь ни у кого нет. В церкви по воскресеньям? Да ведь нельзя болтать в храме. А после службы какое общение: дети устали, быстрее бы до дома добежать… Вот было бы замечательно, если бы наши пастыри выделили для матерей несколько часочков в субботу, например, и местечко, где можно было бы чайку попить и пообщаться, а наши мужья отпускали бы нас на эти часочки.

Так что же делать нам, выпавшим из собственных традиций и не создавшим новые? «Сестёр мужей» ведь себе не нарожаешь. А традиции – они на то и традиции, что не создаются искусственно, а формируются временем. Но если нельзя создать традицию, можно ведь попытаться сочинить идеологию. Идеологию материнства в современных реалиях российского мегаполиса или глубинки.

Ведь нам больше ничего и не надо. Не всякая с этим согласится, но ведь я не столь уж неправа. Вы, наши добрые пастыри, призывающие нас к чадородию, и вы, учёные мужи, пишущие о демографическом кризисе в России, вы объясните, расскажите нам, КАК растить детей сегодня, – не абстрактных деток абстрактного времени, а вот этих, в этих непригодных для этого предприятия условиях, воспойте этот подвиг многодетности, в конце концов. И ведь это действительно подвиг – быть ежедневно «не таким, как все», не потреблять в нашем обществе потребления, а отдавать, отдавать без праздников, выходных и отпусков.

Сегодня, конечно, много пишут, даже и светские издания, о многодетных семьях, рассказывают счастливые истории их трудовой жизни. Но ведь это, как правило, уже финал, завершение, созревшие плоды. Кроме того, все эти удавшиеся примеры многодетности формируют женщины талантливые, одарённые способностями к материнству. А как же быть начинающим, где черпать силы и опыт? Как быть нам, безруким, не умеющим вдеть нитку в иголку, не знающим, как сварить борщ, зато привыкшим учиться, учиться и учиться, а потом работать и ещё раз работать и тосковать в домашних клетках? Вы ведь и таких призываете не уклоняться от материнства в полном его объёме.

Я порой смотрю на юных старшеклассниц из православных гимназий, с усердием сдающих экзамены и поступающих в разные вузы, мечтающих об интересной работе и общественном поприще, и мне делается грустно. О, нет, Боже упаси, я не против высшего образования, но как представишь их потом в четырёх стенах, в халате, после яркой студенческой жизни, походов-поездок, общений-развлечений, уже почувствовавших отчасти свою полезность на разных «работах», и подумаешь: «На те же грабли…».

А ведь так просто уклониться и не рожать! Совесть, конечно, подсказывает тебе: как же ты хочешь строить свою жизнь в соответствии с Промыслом Божиим, когда в этом, самом главном для тебя деле не готова положиться на Него? Конечно, ты всё это понимаешь, но реальность жизни такова, что тебе нет возможности вырваться даже в поликлинику «зуб починить», что на жизнь не очень хватает, что дети беспрерывно болеют и твоё здоровье оставляет желать лучшего… А вокруг на детских площадках рассуждают о том, что вот, мол, «три года мучений» – и начнётся «новая жизнь», вот подрастёт единственное (или даже второе) чадо – и «мы сядем в голубой самолёт и полетим к синему-синему морю», а ты мечтаешь, что вот сяду, мол, в электричку и поеду в ближайший лесок. Хоть на часок. И закрадываются мысли: а не легкомысленно ли в ТАКОЙ ситуации «просто положиться»?

Конечно, ты также понимаешь, что надо «спасать Россию» и «демографическая ситуация такова, что…», но в череде ежедневных готовок-пелёнок эти слова начинают звучать эдаким фарсом – уж не выдумала ли ты всё это, не нафантазировала ли в своё ублажение? И соглашаешься: «Да, да, куда это я, вон Маша с русой косой, она и шить, и вышивать, и даже вязать умеет, и коня на скаку… Ей и спасать, а мы уж как-нибудь…».

Вот и растолкуйте нам, немощным, пожалуйста, действительно ли нужно нам это для спасения души или современной женщине позволено уже спасаться не только чадородием? Объясните нам, нужно ли это для спасения России? И если всё это кажется вам нужным и важным, то скажите проповедь и не забывайте повторять и повторять об этом ещё и ещё, потому что нам, забывчивым и унылым, просто неоткуда больше черпать силы, нечем отбиваться от бесконечно повторяющейся иной идеологии проживания жизни «мира сего», идеологии «планирования семьи» со всеми её соблазнами. Создайте нам нашу идеологию, а мы, если хватит сил, сплетём из неё традицию!

И может быть, в дебрях городских кондоминиумов или в глухой российской глубинке православная женщина будет знать, что она тоже трудится и делает большое и полезное дело, и дело это, если Бог даст, принесёт в своё время плоды. И, быть может, когда-нибудь, через два-три поколения, мы догоним и перегоним южные народы и наполним нашу страну православными детьми.

Координатор конкурса – Владимир Пронский



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв