19 сентября 2019 15:48

Дорога в будущее

Образовательный процесс на ДЖД должен идти в ногу со временем

В предстоящие выходные на детских железных дорогах МЖД состоится торжественное подведение итогов летней производственной практики. 25 августа праздничное мероприятие пройдёт в Новомосковске (Тульская область), 26-го – в Кратово. Под занавес 81-го эксплуатационного сезона корреспондент «Московского железнодорожника» побывала на одной из старейших детских магистралей страны – Московской – в посёлке Кратово, где пообщалась с её воспитанниками, пассажирами и руководством.
Выпускник МДЖД Ростислав Мерзликин (первый слева) показывает учащимся, как производить промеры на пути
Дверь кабинета директора МДЖД Марины Козиной всегда открыта для детей. Сюда приходят, чтобы подтянуть знания перед экзаменами, просто что-то спросить, поздороваться, а чаще – с предложениями по совершенствованию перевозочного процесса. Учитывать мнение детей в организационной деятельности – это давняя добрая традиция магистрали, которая, по мнению Марины Борисовны, имеет большую педагогическую ценность: она учит школьников ответственности, развивает их лидерские качества и в целом поддерживает интерес к МДЖД у школьников.

За примерами далеко ходить не пришлось. В вагоне поезда меня встретил проводник Александр Савельев, который сразу рассказал о своём скромном ноу-хау.
– Маленьким детям бывает трудно усидеть на месте в пути, вот я и предложил при посадке в вагон раздавать им карандаши и раскраску в виде флага с логотипом МДЖД, его мы тоже придумали с ребятами сами. Закончит малыш рисовать, проводник прикрепит флажок к палочке, и сувенир на память о поездке по детской железной дороге готов.

Юные железнодорожники из Кратово способны и на более масштабные проекты. Так, они сами являются авторами своего гимна, активно принимают участие в подготовке всех мероприятий. Будь то выступление к юбилею посёлка или церемония закрытия сезона.
– Я горжусь своими ребятами, – заключает Марина Козина. – На МДЖД сегодня сложилась очень дружная, активная команда, которой небезразлично будущее компании и страны. Эти ребята, безусловно, являются представителями нового поколения, они с лёгкостью разбираются в современных информационных технологиях и в то же время очень напоминают детей из нашего советского прошлого. С высоты своего 30-летнего опыта работы здесь я могу сказать, что потребности школьников в любое время одинаковы. Им надо, чтобы взрослые их любили, слышали, понимали, занимались. Но вот среда, без сомнения, накладывает отпечаток на юношеское мировоззрение. Кризис 90-х, к сожалению, сформировал ложные ценности у детей: желание потреблять и не давать ничего взамен. К счастью, сегодня нам приходиться иметь дело с другой молодёжью.

Это хорошая новость и для компании. Ведь более 60% выпускников МДЖД связывают свою судьбу именно с железной дорогой, и практически все победители и призёры слётов юных железнодорожников поступают именно в профильные железнодорожные образовательные учреждения. В этом году, кстати, выбор будущей профессии для показавших высокие результаты в ходе слёта ребят ещё упростился. Решением заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова победители, призёры, а также представители потока активной молодёжи получили целевые направления на поступление в отраслевые вузы. Среди воспитанников МДЖД такого права удостоены завоевавший третье место в конкурсе на лучшего монтёра пути Иван Михеев и заместитель председателя совета юных железнодорожников МДЖД Эльвира Нурматова.

Стоит отметить, что в этом году традиционный VII слёт юных железнодорожников, принимавший гостей в Волгограде, проходил в обновлённом формате. Так, впервые в отдельный поток были выделены активисты из числа председателей и заместителей председателей советов юных железнодорожников. Волгоградская площадка также стала местом для обучения, обмена опытом для начальников всех 25 малых магистралей страны. В ходе «круглых столов» все руководители сошлись во мнении, что необходима единая система информирования пассажиров о деятельности детских дорог. Инициативу о создании официального сайта ДЖД России Дмитрий Шаханов поддержал. При этом каждая детская дорога будет самостоятельно наполнять контентом свои разделы.

Кроме того, в ходе мероприятий речь шла и об обучении юных железнодорожников. Совершенно очевидно, что образовательный процесс на малых магистралях (а теорию её воспитанники изучают в течение учебного года – с октября по май) должен соответствовать тем веяниям и тенденциям, которые повсеместно внедряются в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования.
– Меняется форма подачи материала. В век современных технологий и большого потока информации школьников учат добывать и применять знания. Набирает обороты проектная деятельность, уроки проводятся дистанционно. Я уверена, что в организации обучающего процесса нам тоже нужно идти в ногу со временем, – рассказала Марина Козина. – Почему бы не запустить онлайн-уроки для старшеклассников – ребят, решивших поступать в профильные железнодорожные вузы. Учитывая загруженность современных детей, такой подход должен быть востребованным. Мы также будем рады видеть в наших стенах преподавателей РУТ (МИИТ), которые бы занимались с юными железнодорожниками старших курсов.

По мнению Марины Борисовны, меняться нужно, сохраняя традиции. Уважение к старшим, поддержка младших, воспитание чувства локтя, дисциплины и ответственности – это то, что передаётся на МДЖД из поколения в поколение. Атмосферу дружбы здесь отмечают не только сами юные железнодорожники, но и пассажиры.
– Потрясающее место, очень красивое и уютное, где работают дети. Очень здорово, что в стране сохранили детские железные дороги, – говорит посетительница Алла Подольская. – Я сюда приехала из Гжели вместе с детьми и внуками. Наш 5-летний Ваня обожает поезда, мечтает стать машинистом, когда вырастет.

На малых магистралях России поезда водят даже дети. Причём в отличие от взрослых, машинистами становятся и девочки. И это ещё спорный вопрос, у кого управлять локомотивом получается лучше. А вот то, что это право достаётся самым целеустремлённым учащимся и является своеобразным пиком карьеры на детских дорогах, сомнения не вызывает.
– Чтобы стать машинистом, нужно год откатать в помощниках, – отметила воспитанница МДЖД Наталья Старостина. – Первый этап пройден, в следующем году я уже буду самостоятельно управлять тепловозом. Этого дня я жду с нетерпением. Разумеется, под присмотром инструктора-взрослого.

И ещё. На МДЖД не бывает бывших учеников. Они приходят сюда и в качестве пассажиров, и как наставники. В минувшую среду в Кратово удалось встретить героя одного из прошлых моих материалов, победителя V слёта юных железнодорожников Ростислава Мерзликина, ныне студента второго курса РУТ (МИИТ). Лучший монтёр пути 2014 года среди юных железнодорожников учил ребят производить промеры стрелочных переводов.
– Не отпускает меня альма-матер, поэтому свои каникулы я провожу здесь. А железнодорожников в моей семье нет, свой профессиональный путь я выбрал исключительно благодаря малой магистрали, – подчеркнул миитовец.


Справка «Московского железнодорожника»
Московская детская железная дорога расположена в посёлке Кратово Московской области. Эксплуатационная длина путей составляет почти 5 км. На линии расположены две станции – Юность и Пионерская. Сезон перевозок открывается в начале лета и длится почти три месяца. Поскольку МДЖД является ещё и популярным туристическим объектом, пассажиропоток зависит от погоды. В этом году лето выдалось тёплым, на малой магистрали перевезено свыше 30 тыс. пассажиров.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв