21 октября 2019 13:15

Собиратель шильдиков

Из недавней поездки по служебным делам в Боготол заместитель начальника главного материального склада Красноярской дирекции материально-технического обеспечения Владимир Корж привёз очередной экспонат для своей коллекции – вагонный шильдик, то есть информационную табличку, на которой указана маркировка изделия.
В коллекции Владимира Коржа более шести десятков вагонных табличек
«Строили повышенный путь для выгрузки угля на территории материального склада и раскопали этот шильдик. Конечно, он весь заржавел, зарос грязью и даже раскололся пополам. Надписи почти не просматриваются, только буквы «Оржд» – вероятно, Орджоникидзеград либо завод им. Орджоникидзе. Это станет ясно, когда с помощью паяльной лампы и щётки по металлу очищу находку», – рассказывает Владимир Корж.

По его словам, шильдик этот уникален своей конструкцией: в нём имеется «окошко» для индивидуального номера вагона, который выбивался непосредственно на хребтовой балке после приклёпывания шильдика. «В результате номер вагона было невозможно подделать, даже если снять паспортную табличку. Такие мне ещё не встречались. Сейчас такие находки редки, старый подвижной состав почти не попадается. Но тем они дороже», – говорит коллекционер.

Под коллекцию отведена целая стена в его служебном кабинете. «Вот интересный шильдик канадского вагоностроительного завода в Монреале, – показывает коллекционер. – Вагон построен в 1921 году специально для Советской России. Информация в чугунном «паспорте» написана по-русски, но вкрался французский акцент, что неудивительно для крупнейшего в мире после Парижа франкоязычного города, – и получилось «Монтреаль».

А вот шильдики с вагонов, построенных на Сормовском и Путиловском заводах в 1913 и 1914 годах, – литые из чугуна, как и наиболее ответственные детали ходовой части вагона. Сделано на века. У них, как правило, сбиты уголки – такие повреждения появляются, когда шильдик снимают с вагона. В начале прошлого века таблички крепились заклёпками. Такое крепление отличается особой надёжностью, его можно только срубить или срезать слесарным инструментом.

Сормовский шильдик коллекционер откопал в прямом смысле этого слова в деревне Красногорьевка, где железной дороги никогда не было. В конце 1980-х Красноярская магистраль взяла шефство над колхозом. Служба материально-технического снабжения ремонтировала коровник в Красногорьевке. Под склад там приспособили маленький двухосный крытый вагон, врытый для устойчивости в землю. Чтобы найти шильдик, Коржу с коллегами пришлось вынуть около полутора кубометров почвы.

Как минимум один экспонат в коллекции Коржа висит на своих родных болтах, которыми крепился когда-то к двухосной цистерне. Болты удалось выкрутить, сохранив резьбу, – они оказались из кованого чугуна.

Коллекцию из более чем 60 шильдиков Владимир Александрович собирал много лет. Большую часть экспонатов снимал с отслуживших свой срок вагонов собственноручно, очищал от ржавчины и грязи. А началось всё ещё в студенчестве, когда Корж срезал шильдик с пассажирского вагона, который служил общежитием практикантам. Год постройки вагона совпадал с годом его рождения – решил оставить на память. Зная об этом, друзья подарили ещё парочку. Постепенно заинтересовался, стал видеть их везде и всюду.

Около десятка шильдиков коллекционеру подарили сотрудники материальных складов и баз топлива на разных станциях КрЖД.

Одна из главных черт характера Владимира Коржа – постоянство. Вот уже более 40 лет он каждую неделю играет с друзьями в футбол. Более 40 лет работает на транспорте, из них более 30 – на главном материальном складе магистрали. Причём сам же когда-то склад и возводил, работая в строительном управлении дороги.
«Как вы думаете, кто главный на дороге? Путеец? Машинист? Нет, снабженец. Ведь чтобы строитель мог забить первый костыль, нужно, чтобы кто-то доставил этот костыль, обеспечил материалами и инструментами, формой, горючим, – даже спустя десятилетия Владимир Александрович рассказывает о своей работе с таким искренним восторгом и любовью, словно только начинает её познавать. – Каждый руководитель, наверное, должен быть немного авантюристом, азартным человеком. С одной стороны, чтобы зажечь людей, с другой – чтобы услышать идеи коллег. А как реализовать – найдутся специалисты. Главное – им доверять».

Кстати, сейчас шильдиков на вагонах уже нет, как нет, по сути, и самого этого слова. Применение в технической документации жаргонизма, сменившего более ранний термин – шильда, современными стандартами русского языка не допускается. Рекомендуемые термины – «табличка устройства», «паспортная табличка».

Елена Пасечник,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв