19 сентября 2019 13:47

Переездам нужна модернизация

Разноуровневые развязки – лучшая профилактика аварий

В 2019–2020 годах на сети появятся цифровые переезды. Речь идёт о ряде технических и технологических внедрений, которые позволят снизить риски ДТП на переездах. В частности, заградительная сигнализация будет включаться автоматически, а у дежурных по переезду появятся специальные часы, с которых они смогут управлять шлагбаумом дистанционно.
Об этом заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Департамента безопасности движения Шевкет Шайдуллин на международном форуме «Безопасность на транспорте», который прошёл в Санкт-Петербурге с 30 мая по 1 июня.

Сейчас заградительную сигнализацию дежурные по переездам – а переездов с дежурным работником на сети более 2,2 тыс., примерно пятая часть от общего их количества – включают вручную. Заградительная сигнализация – светофоры, установленные перед переездом и управляемые дежурным, – включается в случае возникновения нештатной ситуации, чтобы подать сигнал машинисту приближающегося поезда. Бывают случаи, когда дежурные не успевают вовремя сделать это – многое зависит от квалификации персонала и человеческого фактора.

Как рассказал «Гудку» начальник управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры Андрей Здебский, в программу ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога» на 2018–2020 годы включён проект «Разработка и внедрение опытного образца системы автоматизированного удалённого управления переездами на основе безлюдной технологии на переезде станции Конармейская Северо-Кавказской железной дороги».

При обнаружении объектов, которые угрожают безопасности движения поездов, будь-то застрявший автомобиль, рассыпанный груз, наличие посторонних предметов в габарите подвижного состава, происходит автоматическое включение заградительной сигнализации и передача на локомотив речевой информации.

Кроме того, в перспективе у дежурных появятся специальные наручные часы, с помощью которых они смогут управлять шлагбаумом дистанционно. По словам Андрея Здебского, часы понадобятся в том случае, если дежурный не находится на посту, ему ведь необходимо осматривать инфраструктуру, а на переезд перед приближающимся поездом выехала машина и оказалась заблокированной шлагбаумом. «Часы позволят оперативно поднять шлагбаум нажатием кнопки. На эти же часы будет передаваться информация по обратному отсчёту времени, то есть дежурный будет видеть, сколько остаётся времени до проследования следующего поезда через переезд», – рассказал Андрей Здебский.

Безопасность на переездах во многом зависит от уровня подготовки дежурных. Поэтому дежурные по переездам ежемесячно проходят техническое обучение. В IV квартале на сети планируется перейти к отработке практических навыков дежурных по переездам с использованием трёхмерного виртуального модуля-тренажёра. «Речь идёт о создании 3D-очков, надев которые, дежурные смогут оказаться в ситуации, максимально приближенной к реальности, и отрабатывать действия в нештатной ситуации. Ведь на принятие решений у них порой есть 2–3 секунды, поэтому подготовка чрезвычайно важна», – отметил Андрей Здебский. Первые тренажёры поступят на Свердловскую дорогу.

Ежегодно на содержание и ремонт переездов, а также установку нового оборудования выделяется порядка 1 млрд руб. Эти средства идут на текущее содержание и капитальный ремонт. Компания разрабатывает долгосрочную программу содержания и ремонта переездов.

Согласно проекту документа на 2019–2025 годы, планируется трёхкратно увеличить выделяемый лимит финансирования только на капитальный ремонт переездов до 300 млн руб. в год. Эти работы, в частности, подразумевают замену деревянного покрытия на менее скользкий резинокордовый настил. По словам Андрея Здебского, улучшение технических характеристик объектов позволяет сдерживать рост количества происшествий на них.

Полностью решить вопрос безопасности на переездах возможно только строительством разноуровневых развязок. По словам Шевкета Шайдуллина, это особенно актуально там, где находятся переезды первой и второй категорий. За два года построили десяток развязок только в Московском регионе.

Такая практика есть и в других субъектах Федерации. В конце мае на Куйбышевской дороге закрыли переезд на 10-м км перегона Курумоч – Аэропорт. Теперь здесь 165-метровый путепровод, который был построен в рамках подготовки автомобильной инфраструктуры к мундиалю. По словам инженера технического отдела Жигулёвской дистанции инфраструктуры Татьяны Казаковой, через переезд ежесуточно проходило свыше 11 тыс. автомобилей, а по железной дороге – электрички и грузовые поезда для обеспечения работы аэропорта.

Почти четыре года назад на Восточно-Сибирской магистрали закрыли Култукский переезд – один из самых загруженных на Транссибе. А появилась эта возможность благодаря строительству путепровода.

Этот переезд не раз вспоминали недобрым словом водители едва ли не всей России, которым приходилось по делам отправляться по федеральной трассе М-55. В среднем ежесуточно здесь проходило порядка 120 поездов, около 9 тыс. автомобилей и сотни автобусов.

Заказчиком строительства объекта выступило управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал». За 22 месяца строители сумели выполнить громадный объём работ, ведь нужно было возвести более чем 200-метровый путепровод с мостом через реку Култушную, сделать подходы к нему.

Но и без взаимодействия с железнодорожниками было не обойтись. Строителям, например, потребовалась помощь при надвижке пролётных строений через железную дорогу. На их укладку требовалось около 80 часов «окон». Надвинуть же по стапелям предстояло со стороны выемки четыре 42-метровых пролёта шириной 10 и высотой 1,8 м. Кроме того, железнодорожникам пришлось заниматься перестройкой инженерных и контактных сетей.

А в городе Зуевка Кировской области пути поездов и автомобилей развёл тоннель, построенный местным предпринимателем. Зуевка возникла в конце XIX века среди знаменитого вятского бездорожья, практически на краю болота, для обслуживания крупной станции. Железная дорога с интенсивным движением поездов делит город пополам. И на двух переездах, которые находятся на западной и восточной окраинах, постоянно длинные очереди.

Тоннель был построен в 2013 году предпринимателем Анатолием Лесковым ближе к центру города. «За строительство тоннеля меня заставила взяться острая нужда, и моя собственная, и других зуевчан, – рассказал «Гудку» Анатолий Лесков. – Вам надо в другую часть города, а стоять у переезда – минут сорок».
«Предприниматель решил вложить средства в объект, обеспечивающий безопасность движения. Он получил от дороги техусловия для строительных работ и выполнил все поставленные требования. Такие начинания надо приветствовать», – считает начальник Горьковской магистрали Анатолий Лесун.

Анатолий Лесков долгие годы занимался в сёлах района и в самой Зуевке строительством. Дело это вдали от больших городов особенно трудно и хлопотно. Но тоннель стал самым сложным с организационной стороны проектом, ведь переговоры и с дорогой, и местной властью были непростыми.
«Это подарок для города, – считает начальник станции Зуевка Николай Куртеев. – Движение тут интенсивное, и проехать через переезд бывает трудно. Особенно в часы, когда у нас идёт формирование поезда и приходится использовать пути, перекрывающие движение автомобилей. А 30 руб., которые надо платить за проезд, – не такие уж большие деньги для многих владельцев машин. Кстати, можно купить билеты на неделю и месяц – для тех, кто ездит часто, это дешевле».

По словам Анатолия Лескова, строительство обошлось в 19 млн руб. Он убеждён, что за несколько лет это окупится даже с учётом того, что у тоннеля есть штат и его работу нужно оплачивать. С пуском тоннеля в городе появилось девять новых рабочих мест.

Яна Позолотчикова,
Дмитрий Попов,
Николай Морохин,
собкоры «Гудка»
Санкт-Петербург, Самара,
Нижний Новгород


Справка «Гудка»
По данным Центральной дирекции инфраструктуры, на сети эксплуатируется 10 546 переездов. Из них 2178 переездов первой и второй категорий – 853 и 1325 соответственно. На переездах первой категории интенсивность движения автотранспорта составляет более 7 тыс. единиц в сутки, а поездов – от 17 до более 200. К первой категории относятся также переезды, где осуществляется движение поездов со скоростью более 140 км/ч независимо от интенсивности движения автотранспорта. На переездах второй категории интенсивность движения автотранспорта в сутки составляет от 3 тыс. до 7 тыс., а поездов – от 17 до более 200.
Из 10 546 переездов 2269 обслуживаются дежурным работником. 128 объектов оборудованы комплексами фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. За последние два года было закрыто 243 переезда, владельцами автодорог построено 26 путепроводов.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв