18 июня 2019 12:58

Локомотивы посчитают по модели

Контракт жизненного цикла выгоден железнодорожникам и производителям

Холдинг «Синара – транспортные машины» (СТМ) создал систему, позволяющую формировать рекомендации по выбору оптимальных для задач клиента моделей локомотивов и потребного парка.
При моделировании локомотивов для промышленных предприятий учитываются профиль пути, объём перевозимых грузов, специфика технологических процессов, наличие «ниток» графика и другая информация, которая характеризует внутризаводскую логистику. Результатом расчётов станет технико-экономическое обоснование по выбору модели, количеству тепловозов и срокам окупаемости инвестиций.

Об этом в Екатеринбурге на VI отраслевой конференции СТМ рассказал заместитель генерального директора по сбыту и работе с органами власти АО «СТМ» Антон Зубихин.

Участникам совещания, а это 47 российских компаний, среди которых «Газпромтранс», «Северсталь», ЕВРАЗ-НТМК, были продемонстрированы новые разработки. Так, ТЭМ10 производства Людиновского тепловозостроительного завода позволяет в сравнении с другими современными тепловозами на четверть снизить расход топлива и почти вдвое сократить периодичность обслуживания. А компактный тяговый модуль ТГМК4, который придёт на замену ТГК2М, заинтересовал промышленников не только техническими характеристиками, но и выигрышной ценой.
«Будущее – за новой энергоэффективной техникой», – отметил главный конструктор Центра инновационного развития СТМ Александр Сачков. Одной из таких разработок стал локомотив ТГМ8КМ с модернизированной универсальной гидропередачей для Союза железных дорог Кубы. Локомотивы уже доставлены в республику для передачи металлургическому заводу «Антильяна де Асеро имени Хосе Марти». В данное время на предприятии эксплуатируются локомотивы ТГМ4, произведённые на ЛТЗ 30 лет назад. В географии поставок холдинга на этот год не только Куба, но и Аргентина, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, а в структуре портфеля заказов 50% отводится электропоездам и электровозам.

Создание локомотивов, работающих на сжиженном природном газе, – ещё одно перспективное направление Центра инновационного развития СТМ. Среди последних разработок – маневровые локомотивы с газотурбинным двигателем ГТЭМ1 и газопоршневым – ТЭМГ1. «Их преимущества – уменьшение затрат на ГСМ на 30–40% в сравнении с дизельным моторным топливом, сниженный уровень выбросов вредных веществ, продление сроков эксплуатации силовой установки, увеличение сроков службы масла. Кроме того, новые локомотивы способны перевозить грузы максимальной массой до 8,2 тыс. тонн», – отметил Александр Сачков.

В мае на Петербургском международном экономическом форуме ООО «Газпромтранс» (дочернее общество ПАО «Газпром») и холдинг «СТМ» подписали договор на поставку 24 таких газотепловозов, производство которых будет организовано на Людиновском заводе. Эксплуатироваться они будут на линии Обская – Бованенково, принадлежащей «Газпрому». Плановый срок их эксплуатации составит 50 лет.

«Синара» планирует создать и новую серию магистральных газомоторных локомотивов. В феврале в рамках инвестиционного форума в Сочи между ОАО «РЖД», АО «Группа Синара», ПАО «Газпром» и ЗАО «Трансмашхолдинг» была подписана программа общих мероприятий по реализации соглашения о сотрудничестве в области применения природного газа в качестве моторного топлива. РЖД планируют к 2023 году увеличить парк магистральных локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ) с трёх до 22 единиц. Сегодня газотурбовозы эксплуатируются на Свердловской дороге. В перспективе полигон эксплуатации планируется увеличить до 5,5 тыс. км с выходом на Северную дорогу. В планах – строительство нескольких малотоннажных комплексов по производству СПГ и площадок для размещения передвижных заправщиков на станциях Войновка и Сургут СвЖД.

В этом году Дирекция тяги в отношениях с заводами-изготовителями перешла на контракт жизненного цикла. Холдинг «СТМ» и ОАО «РЖД» заключили контракты на сервисное обслуживание электровозов 2ЭС10 «Гранит» в течение 40 лет и на 2ЭС6 «Синара» – в течение 28 лет. По словам генерального директора компании «Синара – транспортные машины» Виктора Леша, холдинг «СТМ» обладает всеми необходимыми компетенциями для работы с партнёрами на условиях контракта жизненного цикла, так как все процессы, от изготовления подвижного состава до проведения различных сервисных работ, координируются и выполняются в рамках единых и производственных требований.

Первый конкурс на поставку для ОАО «РЖД» электровозов по контракту жизненного цикла Группа «Синара» выиграла в декабре прошлого года. В соответствии с условиями конкурса до конца года в эксплуатационное локомотивное депо Кинель Куйбышевской дирекции тяги было поставлено пять магистральных двухсекционных электровозов 2ЭС6. Им дают высокую оценку машинисты Свердловской и Южно-Уральской дорог, где эти локомотивы эксплуатируются не первый год. «В этом году мы получили уже 42 электровоза 2ЭС6, ожидается поступление ещё 47. Все они будут обслуживаться по контракту жизненного цикла, – рассказал «Гудку первый заместитель начальника Куйбышевской дирекции тяги Алексей Никулин. – В контракт включено выполнение всех видов технического обслуживания, а также проведение ремонтов различной сложности – текущих, средних, капитальных. И в этом огромный плюс. В одном договоре зафиксирована непрерывная ответственность за локомотив поставщика – СТМ. В случае выявления конструктивного недостатка, независимо от срока эксплуатации электровоза, он будет устранён тоже поставщиком, его сервисной компанией. Так что стимул к качеству теперь есть. Новые локомотивы машинистам нравятся. Сейчас электровозы находятся под контролем завода. На каждый электровоз создаётся своего рода «амбулаторная карта», которая позволит знать про «здоровье» локомотива всё, а специалисты ситуационного центра завода в любой момент в режиме онлайн готовы оказать машинистам профессиональную помощь».

Контракты на поставку локомотивов с сервисным обслуживанием стали обязательными и для другого производителя транспортной техники – ЗАО «Трансмашхолдинг». В этом году с РЖД заключено два контракта на поставку магистральных локомотивов с обязательством обеспечения их сервисного обслуживания. Первый контракт предусматривает поставку 222 электровозов производства Новочеркасского электровозостроительного и Коломенского заводов. В части обязательств сервисного обслуживания контракт будет действовать до конца 2046 года. В адрес РЖД будут отправлены 34 пассажирских электровоза ЭП2К и ЭП1М и 188 грузовых «Дончаков» и «Ермаков» различной секционности. Второй контракт предусматривает поставку 105 тепловозов производства Брянского машиностроительного и Коломенского заводов, в том числе 97 двухсекционных магистральных тепловозов 2ТЭ25КМ и восьми пассажирских ТЭП70БС. Контрактом определено, что их сервисное обслуживание будет осуществляться до конца 2036 года.

Трансмашхолдинг уже имеет опыт реализации программ сервисного обслуживания отдельных инновационных серий подвижного состава. В настоящее время по договорам с РЖД осуществляется сервисное обслуживание двухсистемных пассажирских электровозов ЭП20 «Олимп», контракт предусматривает обслуживание на протяжении всего назначенного срока эксплуатации техники.

Практика работы по контрактам, предусматривающим фирменное сервисное обслуживание, как считают в Трансмашхолдинге, показывает, что затраты эксплуатанта в условиях такого сотрудничества снижаются, а уровень технической готовности локомотивного парка растёт.

Комплексное обслуживание техники промышленных предприятий в холдинге «СТМ» ведёт ООО «СинараПромТранс» (СПТ). «Специалисты СПТ представили возможности транспортного обслуживания, которое позволяет значительно снизить расходы на содержание железнодорожных активов. В распоряжении заказчика ключевые модели аутсорсинга: аренда тягового подвижного состава, услуга тяги, полное сервисное обслуживание, комплексное транспортное обслуживание, логистический аутсорсинг. Словом, от сервиса локомотивов до логистики грузов под ключ, – подчеркнул генеральный директор СПТ Лев Репин. – В зависимости от модели снижается стоимость перевозки одной тонны груза. Предприятиям предоставляется гибкая тарификация, возможность варьирования, выбора условий».

До 2025 года СПТ планирует приобрести 15 единиц ТЭМ10, что позволит расширить возможности транспортного обслуживания.

В мае прошлого года принято постановление Правительства РФ о предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на возмещение части затрат, связанных с приобретением тягового подвижного состава. В прошлом году при покупке тепловозов субсидия предоставлялась в размере 7 млн руб. «В этом году разработаны методические указания ФАС по установлению экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые промышленными предприятиями железнодорожного транспорта, предусматривающие включение в тариф инвестиционной составляющей для обновления парка. Ожидается утверждение этой методики», – сообщил заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «СТМ» Роман Наговицын. Государственная поддержка будет стимулировать спрос на новую железнодорожную технику.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв