17 сентября 2019 22:40

Нужны отечественные разработки

Дмитрий Зотов, генеральный директор ПАО «ТрансФин-М»

– Дмитрий Анатольевич, как вы оцениваете влияние санкций на рынок грузовых перевозок и могут ли они негативно отразиться на спросе нового подвижного состава?
– На импортном и экспортном грузопотоке они пока практически не отразились. Изменения коснулись только экспорта алюминия из-за санкций в отношении компании «Русал», а также продукции животноводства, в основном молочной и яиц, в страны СНГ и ОАЭ. Алюминий является крупнейшей категорией экспорта в США и составляет около 27%, кроме этого, экспортируются нефтепродукты, чёрные металлы, минеральные удобрения и платина. Также США могут ввести санкции против «Норильского никеля», который является единственным производителем платины в России. В прошлом году США купили у нас 27 тонн платины, это примерно 25% российского экспорта. Также показали снижение на сети нефть и нефтепродукты (–1,2%). Сокращение нефтяных перевозок связано с тем, что экспортные цены выросли, и нефтяникам выгодно продавать нефть за границу, не перерабатывая её внутри страны. А внутренняя переработка как раз является драйвером железнодорожных перевозок.
В целом экспорт уже почти вернулся на докризисный уровень, ежемесячно Россия экспортирует товаров на $35–37 млрд. При сохранении высоких цен на нефть, уголь и металлы в следующие полтора-два года экономика России будет уверенно расти.
Что касается подвижного состава, то Россия очень зависит от двигателестроения западных стран. Особенно узким местом являются железнодорожные и авиационные двигатели. Для последующего наращивания грузооборота на сети РЖД компании необходимо на протяжении 10 лет обновлять тяговый подвижной состав современными локомотивами. Машиностроительные компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и «Синара» используют зарубежные технологии при их производстве, а также имеют западных партнёров в акционерном капитале предприятий. К примеру, сейчас ТМХ начал производить магистральные тепловозы с американским двигателем General Electric. При долгосрочном планировании производства таких тепловозов нужно предусмотреть возможность использовать в них альтернативные силовые установки. Поэтому с учётом санкций российским производителям лучше сотрудничать с азиатскими и ближневосточными странами, которые в последние годы развивали транспортное машиностроение и имеют самые передовые технологии.
Кроме того, Минпромторг должен поддерживать восстановление российской инженерно-конструкторской школы. Нашим предприятиям необходимы отечественные патенты на новейшие агрегаты и силовые установки.

– Учитывая, что санкции ввели на неопределённый срок, есть необходимость в переориентации грузопотоков на внутренний рынок и в какой-то части в государственной поддержке, чтобы удержать позиции?
– По большинству грузопотоков внутреннее потребление меньше, чем экспорт, из-за этого сложно переориентировать экспортные грузы на внутренний рынок. Для увеличения внутреннего потребления необходимо, чтобы платёжеспособность населения была на высоком уровне.

Беседовала Елена Кудрявцева




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв