16 июня 2019 22:44

Подвиг их бессмертен

Несмотря на многочисленные налёты вражеской авиации, воинские эшелоны непрерывно шли на фронт

В этом году исполняется 75 лет победы Красной Армии в Курской битве. По своим масштабам, задействованным силам и военно-политическим последствиям это сражение стало одним из ключевых в Великой Отечественной войне.
«Московский железнодорожник» предлагает вниманию читателей материал, базирующийся на исследованиях кандидата исторических наук, почётного железнодорожника Александра Манжосова. В этой хронике огненных дней раскрывается вклад работников стальных магистралей в победу в Курской битве. Ранее на страницах газеты публиковались вызвавшие большой интерес очерки, посвящённые битве под Москвой и Сталинградскому сражению, также подготовленные на основе материалов Александра Манжосова.

В период подготовки Курской битвы вражеская авиация предпринимала постоянные попытки сорвать подвоз грузов войскам Красной Армии. Огромную нагрузку выдержал Курский железнодорожный узел, от работы которого зависел успех воинских перевозок в район боевых действий. Только в апреле – мае 1943 года на него были произведены 12 массированных налётов. Вот некоторые эпизоды того времени.

11 апреля 1943 года 57 немецких самолётов совершили один из самых серьёзных налётов.
– Бомбардировка пришлась на день узлового воскресника и продолжалась почти девять часов, – вспоминал начальник паровозного депо Курск А.И. Мисяк. – Солнечный день стал мрачным, как перед грозой. Перерывы между бомбардировками были короткими – не более пяти-шести минут. Старший стрелочник Я.Ф. Солянин, перебегая от стрелки к стрелке, быстро подготавливал маршруты для эшелонов. Когда станция начала пустеть, для последнего состава Солянину оставалось перевести ещё две стрелки. Фашистские стервятники пикировали прямо на него. Но он бежал, прыгая через шпалы. Наконец последняя стрелка переведена. Яков Фёдорович стирает пот с лица рукавом и с улыбкой смотрит на проходящие мимо платформы с танками.

Невзирая на опасность, смены дежурного по станции М.Ф. Нехорошева и маневрового диспетчера В.С. Гольцова, а также старшие стрелочники И.И. Руцкой, В.С. Каменев, младшие стрелочники П.Л. Бородин, В.Л. Телегин, составители поездов А.И. Феофилов, И.Е. Маркин откатывали горевшие вагоны, засыпали землёй крупные воронки.

В тот день на Курском узле мужественно работали паровозные бригады ОРКП-8 и 9 (ОРКП – колонна паровозов особого резерва НКПС). От прямого попадания вражеской бомбы загорелся вагон со снарядами. Пламя угрожало перекинуться на цистерны с бензином, стоявшие на боковом пути. Старший машинист ОРКП-8 И.В. Жданов, рискуя жизнью, провёл паровоз через стену огня и вывел вагоны с бензином в безопасное место. Целый день бригада Жданова (помощник машиниста В.С. Бородин, кочегар М.Ф. Левкович) участвовала в тушении пожаров, спасении раненых бойцов. И.В. Жданов был награждён орденом Красного Знамени.

Машинист ОРКП-8 И.П. Силаев, помощник В.В. Афанасьев, кочегары Н.С. Гусев, Э.П. Гришухин вручную отцепляли горящие вагоны с боеприпасами и откатывали их в безопасные места. В этот день мужество и бесстрашие проявили машинисты ОРКП-8 И.М. Гладилин, С.П. Репин, В.П. Дмитриев, старшие машинисты ОРКП-9 А.М. Бородавченко, И.Я. Кочетов. Отличными организаторами спасения воинских грузов показали себя машинисты-инструкторы И.Т. Алпеев, Д.Р. Болдырев (ОРКП-8), В.В. Табачков, И.Ф. Водяницкий (ОРКП-9).

Старший машинист ОРКП-8 И.И. Бобовников был тяжело ранен, но не оставил паровоз.

И.И. Бобовников был награждён орденом Красного Знамени.

11 апреля в комплексной бригаде машиниста М.П. Дмитриева погибли четыре человека. Бригада сменила два локомотива, повреждённых бомбёжкой, но не оставляла своего поста.

Старший машинист паровоза Эу740-64 И.Д. Карачевцев (ОРКП-9) спас на станции Курск два воинских поезда, а на станции Золотухино – 43 вагона с боеприпасами.

Утром 12 апреля 1943 года движение поездов через станцию Курск было восстановлено.

В мае 1943 года в зоне деятельности ВЭО-14 (ВЭО – военно-эксплуатационное отделение) при налётах вражеской авиации были разрушены 12,8 км главных и станционных путей, 23 стрелочных перевода, три моста, 35,8 км линии связи, уничтожен 541 вагон, 16 цистерн с горючим, повреждены 28 паровозов, пять устройств водоснабжения. В путейской части ВЭО-14 потери при налётах вражеской авиации за апрель – июнь 1943 года составили 29 человек убитыми и 22 ранеными.

Крайне велики были потери подвижного и личного состава в спецформированиях НКПС, особенно в рядах ОРКП. На магистралях Курского выступа действовали 26 колонн с парком 600 паровозов. В ОРКП-8 с 13 марта по 2 июня 1943 года в ходе бомбёжек были разбиты 23 паровоза, убиты 18, ранены и контужены 37 человек (или 15% личного состава колонны). В ОРКП-5 из 25 локомотивов в результате бомбёжек и обстрелов с вражеских самолётов были выведены из строя 12 машин. К началу мая 1943 года в ОРКП-12, работавшей на участках

Лиски – Россошь и Валуйки – Купянск, из строя были выведены 12 паровозов.

Стойкость, сродни воинской, проявлял личный состав ОРКП, прибывшей на железные дороги Курского выступа.

Налёты вражеской авиации на станции Курск, Щигры, Елец, Касторная, Старый Оскол, Ливны, Валуйки, Верховье вызывали значительные разрушения железнодорожных объектов.

В прифронтовой обстановке отважно работали экипажи ОРКП-10, приписанной к паровозному депо Курск. В ходе подготовки Курской битвы машинисты колонны №10 провели к фронту 1200 эшелонов с техникой и боеприпасами, спасли от вражеских бомбёжек 29 воинских поездов, 99 локомотивов, более 1000 вагонов.

Машинисты Н.А. Дьяконов, П.С. Ильин, П.В. Шевченко, П.С. Мазепа, Н.П. Кутепов и другие, выполняя специальные задания по перевозкам воинских грузов, добивались суточного пробега локомотивов свыше 100 км. Паровозы машинистов А.Д. Атамеева, Г.Р. Терещенко, Н.А. Дьяконова следовали без набора воды в рейсах по 120–150 км. Паровозные бригады ОРКП-10 своими силами сформировали 45 поездов с боеприпасами.
«За образцовое выполнение заданий НКПС и проявленную самоотверженность» приказом НКПС №478/Ц от 6 июня 1943 года 29 работников ОРКП-10 были отмечены знаками «Почётному железнодорожнику».

Бесстрашием отличалась старший машинист паровоза ОРКП-4 Е.М. Чухнюк. Под частыми бомбёжками вместе с помощником машиниста Алексеем Шведовым и кочегаром Василием Галего она доставляла к Понырям и Ржаве воинские эшелоны. Однажды, ведя эшелон с танками 13-го гвардейского тяжёлого танкового полка, бригада Чухнюк семь раз подвергалась бомбовым ударам с воздуха. Но им удалось провести состав по участку за 80 минут. Танки прямо с платформ съехали в поле и ушли в бой.
– В сложной боевой обстановке выковывались и закалились смелые машинисты, помощники, кочегары, кондукторы, поездные вагонные мастера. В самых трудных условиях они проявляют смелость, инициативу, бесстрашие, – писал о работе под Курском начальник ОРКП-8 А.Н. Бицуля.

Летом 1943 года за образцовое выполнение заданий военного командования по спецперевозкам приказами НКПС 350 работников ОРКП-4, 6, 8, 9, 10, 11, 20, 25, 33, 46 были награждены знаками «Почётному железнодорожнику».

Ожесточённые бомбёжки, частые разрушения железнодорожного пути вынудили руководство ВЭО-14 организовать мобильные путейские подразделения – восстановительные бригады, летучки.

14 мая 1943 года у станции Отрешково железнодорожное полотно было исковеркано так, что пришлось прокладывать обводной путь. В ремонтно-путевой колонне старшего дорожного мастера А.Г. Рыбкина отличились целые семьи – три брата Смецких, три сестры Верютины, путевые рабочие А.В. Дрынова, П.Я. Семёнова, К.А. Смахтина, М.Н. Смольнякова.

Атака гитлеровской авиации станции Курск 2 июня 1943 года была самым крупным налётом на железнодорожные объекты за весь период Великой Отечественной войны. Немецкое командование готовилось к нападению на Курский узел с особой тщательностью. Оно проводилось с пяти направлений. Налёт, начавшийся в 4 час. 39 мин. утра 2 июня, продолжался 22 часа. Днём в нём участвовали 543 самолёта, а в ночь на 3 июня – более 350. На Курский узел было сброшено более 1600 бомб.
– Ужасная картина была на земле. Вблизи города дымились лесные пожары, – вспоминал бывший начальник штаба пункта противовоздушной обороны полковник И.Г. Гапонов. – В Курске от разрывов сотен фугасных бомб, от непрерывной стрельбы, от воя фугасов, от взрыва вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим стоял страшный гул и грохот. Город был в огне и дыму. От гари, пыли было нечем дышать, но защитники города стояли насмерть.

В результате бомбёжки были разрушены 12 км путей, паровозное депо, водоёмное здание, разбиты восемь паровозов, 154 вагона, 12 стрелочных переводов, 300 пролётов линейной связи.

По свидетельствам курских железнодорожников – очевидцев этой бомбёжки, – на станции Курск в тот летний день был настоящий ад. Одна из бомб попала в вагон с толом. Раздался оглушительный взрыв, на путях забушевало пламя, загорелись соседние вагоны. Огонь быстрой змейкой приближался к цистернам с бензином.
– Составитель поездов А.И. Феофилов мгновенно оценил обстановку. Прицепив паровоз к составу, он начал выводить его с горящей станции. Но впереди несколько стрелок, от взрывов под которыми были воронки. Железнодорожники, руководимые старшим стрелочником А.Н. Масловым, закидали эти воронки землёй. Старший стрелочник Г.И. Брежнев перевёл стрелки. Эшелон с цистернами был выведен на перегон, – вспоминал начальник станции Курск ВЭО-14 П.А. Шубин. – По команде В.С. Гольцова дежурный по путям А.С. Бирюков и А.Н. Маслов увели часть вагонов горевшего состава. К месту пожара подошёл паровоз со шлангами. Иван Гаркавцев и Виктор Гольцов стойко боролись с огнём. Облившись водой, И.А. Гаркавцев с трудом открыл двери объятого пламенем вагона. Обжигаясь, он стал подавать снаряд за снарядом. Стены вагона тлели, взрыв назревал с минуты на минуту. К смельчакам присоединился старший стрелочник А.С. Красников. Левая рука его висела плетью – ранило осколками бомб. Правой рукой он держал шланг, сбивая пламя с вагона. Но огонь не спешил сдаваться. С лопатами, вёдрами бежали со всех сторон железнодорожники. Вагоны со снарядами удалось отстоять от огня. Заменяя раненых машинистов, выводили эшелоны составители поездов Я.В. Барбышев и С.Н. Кочетов.

Обмотав голову мокрым пиджаком, под горящий состав полез составитель И.А. Гаркавцев. Отцепив вагоны, он упал без сознания. Ему на выручку поспешил Виктор Гольцов, быстро вытащив Ивана Гаркавцева из-под вагона.

Самоотверженно трудились заместители начальника станции А.П. Белоусов, Д.Я. Захаров, П.Т. Бибик, дежурные по станции К.В. Григорьев, М.Ф. Нехорошев, дежурные по парку П.Н. Астапов, А.С. Зубкова, составители поездов А.Г. Бурцев, С.Н. Кочетов и другие.

2 июня 1943 года на боевом посту в Курске погибли более 40 железнодорожников. Среди них – старшие стрелочники А.С. Красников, Я.Т. Солянин, младшие стрелочники Г.Е. Конорев, М.Ф. Конорев, В.А. Белых, Д.А. Зорин, работники Курской дистанции пути кузнец И.И. Антимонов, техник-дефектоскопист М.И. Болдырев, обходчик пути В.Н. Логвинов и другие.

Подготовил Андрей Городнов




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв