23 февраля 2019 18:54

Инициативных надо поощрять

Премирование помогает вовлекать людей в разработку проектов улучшений

В этом году перед дорогой стоит непростая задача: план по снижению затрат превышает прошлогодний в полтора раза. О том, как добиться выполнения этих показателей и что делается для развития бережливого производства, наш разговор.
Алексей Кошубаров, главный инженер Северной дороги
– Алексей Николаевич, какой экономический эффект должна получить дорога в этом году?
– 123,6 млн руб. Уверен, что мы выполним этот план. В I квартале уже внедрено 53 проекта с эффектом 24,7 млн руб.

– Бережливое производство уже несколько лет подряд приносит реальную экономию. Каких результатов добилась дорога?
– Принципы и инструменты бережливого производства на дороге стали внедряться с 2011 года. Начинали с простой аксиомы: «Нельзя внедрить lean production, туда можно только вовлечь».
За прошедшие семь лет мы видим не только положительную динамику, но и то, как меняется мировоззрение сотрудников в области бережливости и ресурсосбережения, как вовлекаются в процесс представители всех уровней дороги.
Что касается реальных экономических показателей от внедрения проектов, то они на протяжении последних лет достаточно высокие. Годовой экономический эффект в 2016 году составил 50,7 млн руб., в 2017-м он вырос до 90,7 млн руб. В этом году структурные подразделения магистрали планируют получить эффект более 124 млн руб.

– Что стоит за достигнутой экономией, как изменились технологические процессы?
– В приоритете проекты, касающиеся использования тягового подвижного состава и оптимизации работы локомотивных бригад, организации графикового движения грузовых поездов и формирования кольцевых маршрутов, а также проекты, направленные на изменение технологических процессов при эксплуатации и ремонте объектов инфраструктуры и энергообеспечения.
В конце прошлого года инициирован проект эксплуатационного локомотивного депо Котлас «Выдача бланков предупреждений формы ДУ-61 по станции Сольвычегодск Северной железной дороги, исключая остановку по станции Пинюг Горьковской железной дороги». Обновление программного обеспечения АРМ ДУ-61 на рабочем месте дежурного по станции Сольвычегодск позволило выдавать локомотивным бригадам предупреждения до станции Мураши.
Раньше бригады, обcлуживающие участок Сольвычегодск – Мураши, получали эти бланки на станции Пинюг. Для этого им приходилось делать там остановку.
Реализация проекта дала возможность исключить остановки. Это привело не только к снижению расхода топлива, но и к повышению участковой скорости. Годовой экономический эффект составил более 3,1 млн руб.
В I квартале этого года внедрён мультифункциональный проект станции Ярославль-Главный и эксплуатационного локомотивного депо Иваново, от реализации которого получен эффект более 5 млн руб. До реализации этого проекта со станции Ярославль-Главный в Рыбинск-Пассажирский отправлялся участковый поезд собственного формирования из 35 вагонов. При отправлении неполносоставного поезда магистральные локомотивы 2ТЭ116УД использовались неэффективно. Принято решение к участковому поезду прицеплять отдельной группой до унифицированной длины – 57 условных единиц – вагоны попутным назначением на Бологое-Московское. Реализация проекта позволила дополнительно отправлять со станции Ярославль-Главный 600 вагонов в месяц, высвободив при этом локомотивы.

– Какая работа ведётся для увеличения количества мультифункциональных проектов?
– В этом году планируем увеличить долю от их внедрения до 30%. Реализация таких проектов позволяет не только достичь значительной экономии эксплуатационных расходов, но и сократить тысячи часов поездо-потерь.
В прошлом году на дороге был организован конкурс на лучший мультифункциональный проект узловой рабочей группы (УРГ). Конкурс был проведён в два этапа на территориальном и региональном уровнях. Были рассмотрены 12 мультифункциональных проектов от девяти УРГ. Первые три места были отмечены дипломами. Полагаю, что в этом году количество участников конкурса увеличится.
Также отмечу, что с этого года при внедрении проектов бережливого производства применён процессный подход, который сегодня всё прочнее входит в производственную практику и становится реальным инструментом повышения эффективности работы. Мы смоделировали процесс реализации мультифункциональных проектов по методологии ARIS: точное описание и визуализация процесса показали отсутствие связей в ряде организационных моментов. Так, был не регламентирован процесс планирования участников проекта. В итоге актуализировали регламент взаимодействия при реализации мультифункциональных проектов, что позволило устранить все недопонимания и спорные вопросы между участниками проектов.

– Какая работа проводится с персоналом?
– Результат, получаемый от внедрения технологий бережливого производства, преимущественно зависит от идей, предложенных людьми. А для достижения высоких результатов необходимо, чтобы в сознании работников происходили изменения, менялась культура производства. Мы всячески способствуем творческому развитию сотрудников, формируем общее видение, стараемся менять образ мышления.
Наши сотрудники проходят соответствующее обучение в Корпоративном университете РЖД. Кроме того, на дороге организуются семинары по отработке навыков по правильному составлению документов для завершения проектов, мастер-классы по применению инструментов бережливого производства. Успехи проектных команд и обмен опытом в области бережливого производства освещаются в «Гудке», «Северной магистрали», транслируются через коммуникационные площадки.
В прошлом году провели мероприятия, направленные на вовлечение в бережливые технологии руководителей, специалистов и молодёжного актива дороги. Например, прошёл молодёжный проект ТЕРРА – «Территория развития», направленный на привлечение активной молодёжи к решению практических задач, стоящих перед дорогой, а также на вовлечение молодых работников в инновационную и рационализаторскую деятельность. 30 молодых работников в составе пяти команд в формате мозгового штурма вырабатывали решения по актуальным проблемам. Все команды применяли инструменты бережливого производства, такие как картирование потока создания ценности, «Ворота качества».
В ноябре прошлого года на площадке ИД «Гудок» в Ярославле прошёл круглый стол по обмену опытом в области внедрения систем управления качеством и бережливого производства с участием промышленных и финансовых сообществ Ярославской области. Руководители и специалисты региональных дирекций, занимающиеся вопросами бережливого производства, председатели УРГ Ярославского территориального управления и молодые специалисты структурных подразделений СЖД обменялись мнениями и поделились своими наработками.
Начиная с прошлого года в период осеннего и весеннего комиссионных осмотров служба технической политики практикует в формате открытого диалога встречи с руководителями и специалистами структурных подразделений, расположенных во всех пяти регионах дороги. Анализируем выполнение планов по реализации проектов улучшений, рассматриваем наиболее значимые проекты, возможность их тиражирования, вопросы материальной мотивации. Также обсуждаем предложенные инициативы и отмечаем работу наиболее инициативных работников.

– Что вы можете сказать о материальной мотивации за реализацию проектов бережливого производства?
– Успехи трудовых коллективов не остаются без внимания. Важный фактор вовлечения людей в разработку и реализацию проектов улучшений, несомненно, премирование.
Хочу отметить, что сегодня все подразделения, участвующие в программе бережливого производства, понимают, что результатом реализации проекта должна быть корректировка бюджета затрат подразделения. Результаты такой корректировки напрямую влияют на размер фонда поощрения и последующую материальную мотивацию работников.
Механизм дополнительного премирования в полную силу заработал с 2016 года. Тогда из фонда поощрения 632 работникам было выплачено 8,4 млн руб. В прошлом году поощрены 1410 работников на общую сумму более 9,5 млн руб., также премированы 178 членов региональных, территориальных и дорожного проектных офисов, им выплачено 3,6 млн руб.
За проекты улучшений, реализованные в I квартале текущего года, также будет премирован 241 работник, сумма выплат при этом составит 3,7 млн руб.

– Какие основные задачи нужно решить в этом году?
– Основной задачей считаю повышение роли руководителей в организации бережливого производства и выполнение установленного плана по экономическому эффекту.
Планируем также провести стратегическую сессию с участием молодёжного актива дороги «Бережливое производство – будущее компании», тематическую школу с руководителями УРГ по внедрению технологий бережливого производства, ряд других мероприятий и дорожных конкурсов. В целом, чтобы успешно развивать бережливое производство, нужны новые проекты, новые инициативы, новый уровень работы с людьми.

Беседовал Игнат Вьюгин




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Выбор редакции

Летний призыв