28 октября 2021 10:19

Охранная грамотность

Самое важное звено безопасности – сам человек. Какими бы современными ни были технологии и технические приспособления, средства защиты, всё в конечном счёте упирается в компетентность работника. Рецепты, как формировать и закреплять навыки безопасности у сотрудников, сформулировали эксперты на площадке IV Всероссийской недели охраны труда.
В большинстве несчастных случаев на производстве виноваты исполнители работ, свидетельствуют статистические данные Минтруда. Из года в год основные причины происшествий одинаковы: нарушение трудового распорядка и дисциплины, технологического процесса, пренебрежение средствами индивидуальной защиты. Корень этих бед, по мнению министерства, кроется в недостаточном внимании работодателей к обучению по охране труда своих подчинённых.
«Обучение по охране труда не является дополнительным профессиональным образованием. Это самостоятельное обучение, которое обязаны проходить работники организаций в соответствии с Трудовым кодексом», – подчёркивает начальник отдела стандартов безопасности труда Департамента условий и охраны труда Минтруда Ольга Марюха.

Ведомство решило прописать подробную инструкцию: кто, как и чему должен учить и в каком объёме. Это будет закреплено в приказе «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работниками организаций», который подготовил Минтруд. К примеру, руководителям и специалистам служб охраны труда предписывается проходить подготовку в аккредитованной обучающей организации 72 часа, а главам компаний и их заместителям – 16 часов.

Особо оговорены условия обучения рабочих кадров на местах с вредными и опасными условиями труда. Пока формат, обучающие программы и продолжительность обучения устанавливает сам работодатель. По новым же правилам не менее 25% от общего количества учебных часов должно отводиться на анализ несчастных случаев, имевших место в организации или на аналогичных производствах, принципам предотвращения травматизма, оценке рисков, выявлению опасностей на рабочем месте, в рабочих и других помещениях и на территории предприятия, способам предотвращения наиболее распространённых на предприятии рисков, использованию необходимых средств коллективной и индивидуальной защиты. Но теоретические занятия – только часть подготовки.
«Как нельзя посетить курсы и научиться водить автомобиль, так же невозможно в кабинете научить человека действовать в экстремальных и опасных условиях. Спасти работника, сорвавшегося с высоты, можно только если все действия отработаны до автоматизма. Но пока мы сталкиваемся с ситуациями, когда в критические моменты коллеги пострадавшего просто теряются, – рассуждает руководитель направления «безопасность работ» ЗАО «Хоневелл» (компания – производитель средств индивидуальной защиты) Николай Стопневич. – Был такой случай. Идёт обслуживание бензовоза, он не заземлён, происходит взрыв. Работник, как положено, со страховочной привязью, блокирующим устройством, закреплённым на анкерную линию. Площадка оборудована по последнему слову техники, запас высоты соблюдён, и остановка падения произошла как следует. Но остальные работники не знают, как себя вести, они не отрабатывали это. Возникла паника. В данном случае сработало оборудование, и всё закончилось хорошо. Но представьте, что у вас на спасение 10 минут, именно столько отводится по нормативу на помощь сорвавшемуся с высоты человеку, а кругом растерянность и непонимание обстановки. При извлечении человека из взрывоопасных мест вообще счёт идёт на секунды. Нужно, чтобы любой работник действовал автоматически, чтобы он понимал каждое своё движение и оно отвечало одной-единственной цели – как можно быстрее спасти человека».

Во избежание таких ситуаций Минтруд готов обязать работодателя не менее 50% от общего количества учебных часов работника отводить на практические занятия на специально оборудованных учебно-тренировочных площадках, полигонах и натурных тренажёрах. При этом запрещается проводить подготовку в заочной форме или исключительно с использованием электронного обучения и дистанционных технологий. Практические занятия в режиме самоподготовки тоже недопустимы, считают в министерстве.

Более того, новый приказ устанавливает требования к стажировке представителей рабочих профессий – не менее двух смен. А также проверке знаний – не реже одного раза в год. «Работник, показавший неудовлетворительные знания требований охраны труда, направляется работодателем в течение месяца с даты проведения проверки знания требований охраны труда на повторную проверку знаний требований охраны труда», – говорится в проекте документа.

В то же время, по мнению экспертов, никто не отменяет внедрения цифровых технологий в обучение охраны труда. Наоборот, это должно стать одним из приоритетов. «Стоит задача – использовать эффективные средства и цифровые инструменты обучения как обучающими организациями, так и самими работодателями. У нас сегодня все проверки знаний, все аттестации проходят очно, в присутствии комиссии, чтобы работодатель мог убедиться, что это Петров сдаёт тест, а не Иванов или Сидоров, но уже есть технические возможности для идентификации: элементы фотофиксации, видеофиксации, есть даже возможность интеграции ресурсов проверки знаний с платформой оказания госуслуг. Поэтому мы говорим о том, что нужно построить понятную и доступную для всех участников этого процесса технологическую инфраструктуру», – отмечает первый заместитель генерального директора консалтинговой группы «ТЕРМИКА» Елена Ярославцева.

Есть и другие технические резервы для повышения эффективности процесса обучения: мобильные технологии, развитие платформ, которые отслеживают процедуры, связанные с организацией обучения: очного, практического, внутреннего.
«Серьёзная зона развития – это усложнение форм тестовых заданий проверочного контроля. Мы активно используем кейсовый метод. Это не просто тесты, это проблемные ситуации, в которых сотрудник должен прийти к правильному решению. Например, если мы говорим о безопасном выполнении работ, задание может выглядеть как поиск нарушения при выполнении каких-то работ. Мы предлагаем работнику иллюстрированный мультимедийный контент, он должен его проанализировать и найти нарушение. Таким образом, мы достигаем максимального вовлечения в процесс обучения», – уверена Елена Ярославцева.

При этом методы вовлечения, которые срабатывают с опытными сотрудниками, не всегда подходят для молодых работников, полагает управляющий партнёр – руководитель группы консультантов Центра изучения и оценки юридических и экономических проблем в системе промышленной безопасности Василий Ерёменко. «Не надо забывать, что мы работаем с новым поколением. Поколение, которое в настоящий момент общается в виртуальных сетях, в группах, использует новые средства коммуникации. Они по-другому воспринимают вещи, и для них нужны новые форматы», – уверен он.
Василий Ерёменко убеждён, что обучение в области охраны труда только тогда станет эффективно, когда будет выгодно работнику. «Есть иностранный опыт, когда создаются электронные карточки накопления курсов по охране труда. Когда человек принимается на следующую работу, работодатель видит, какая у него в этом вопросе квалификация. Его конкурентоспособность на рынке зависит от того, как он обучился, каков его профессиональный уровень. Он сам лично заинтересован (не государство, не обучающая организация) в том, чтобы у него было не 72 учебных часа, а может быть, 720 часов», – замечает эксперт.

Но и работодатель, в свою очередь, должен понимать выгоду от обучения работников. По примерным подсчётам экспертов из НИИ труда, вложения в охрану труда окупаются за 5–6 лет, а рентабельность составляет 20%.

Мария Хлопотина


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30