28 октября 2021 12:24

Элегест становится ближе

Угольное месторождение свяжут с основной сетью РЖД в 2023 году

На прошлой неделе Правительство РФ выпустило распоряжение о заключении концессионного соглашения на строительство железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино протяжённостью 410 км, которая свяжет угольное месторождение Элегест с Транссибирской магистралью.
Концедентом и концессионером выступят Федеральное агентство по железнодорожному транспорту (Росжелдор) и специальная проектная компания (СПК) АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино» (два пакета по 47,5% принадлежат АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» и УК «Лидер», оставшиеся 5% контролирует ОАО «РЖД»). Стоит отметить, что ещё в июне прошлого года в рамках ОАО «РЖД» и ТЭПК подписали соглашение о сотрудничестве в области реализации этого проекта. В пресс-службе железнодорожной компании напомнили, что соглашение предполагает вхождение РЖД в капитал СПК, при этом ОАО «РЖД» в рамках проекта курирует вопросы, связанные с технологией организации перевозок и эксплуатации инфраструктуры новой железнодорожной линии. Тувинская же компания, в свою очередь, будет основным потребителем услуг по перевозке грузов с Элегестского месторождения.

Напомним, ТЭПК получила лицензию на разработку Элегестского месторождения ещё в 2013 году. На основе соглашения ТЭПК «Кызыл – Курагино» создаст объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в рамках реализации проекта «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» (мощность месторождения составляет порядка 15 млн тонн концентрата коксующегося угля в год), стоимость проекта – 192,4 млрд руб. Первоначальный паспорт проекта утвердило Правительство РФ ещё в 2007 году, помимо строительства железной дороги он включает в себя развитие Элегестского угольного месторождения, объектов в морском порту Ванино и электростанции в Тыве. Ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки предполагается в 2023 году, срок действия концессионного соглашения истекает 31 декабря 2048 года.
«Концессионер обязан выплачивать фиксированную концессионную плату на этапе создания и эксплуатации объекта концессионного соглашения в размере 120 млн руб. в год (с учётом НДС) в период создания и эксплуатации линии, за исключением первого года эксплуатации, в который фиксированная плата составит 170 млн руб. (с учётом НДС). Порядок расчёта размера части сверхдохода, подлежащей выплате концеденту, и порядок её перечисления определяются концессионным соглашением», – отмечается в документе.

Кроме того, распоряжение рекомендует СПК совместно с Министерством транспорта РФ и ТЭПК «разработать механизм создания фонда, формируемого за счёт превышения стоимости коксующегося угля» выше $300 за 1 тонну по средним квартальным котировкам Premium Low Vol HCC FOB Australia, по данным S&P Global Platts (по состоянию на начало 2018 года эти котировки находились на уровне $261,25 за 1 тонну. – Ред.). Также сторонам рекомендуется разработать механизм использования указанного фонда в целях обеспечения минимального гарантированного дохода концессионера (МГДК) по концессионному соглашению. За счёт этого фонда может быть покрыта недополученная выручка концессионера в том случае, если объём вывоза грузов окажется ниже плана.

В Росжелдоре и ТЭПК не ответили на вопросы редакции по теме.

На первоначальном этапе концессионеры смогут ограничиться собственными средствами, а в дальнейшем возможно размещение облигаций. А вот банковское кредитование является более дорогим по сравнению с долговыми бумагами и вряд ли понадобится, по мнению экспертов.
«Объём необходимых дополнительных средств был известен ещё в конце прошлого года, когда проект строительства железной дороги одобрило правительство, – это порядка 135 млрд руб., и ещё около 60 млрд руб. инвестируют концессионеры, – сообщил аналитик брокерской компании IFC Markets Дмитрий Лукашов. – Пропускная способность новой железной дороги составит около 27 млн тонн в год. Конечно, не весь этот объём будет приходиться на перевозки угля. Можно предположить, что в соответствии с мощностью угольного терминала в порту Ванино экспорт угля по завершении строительства возрастёт на 15 млн тонн в год (+8%). Это не такое большое увеличение даже по сравнению с совокупным объёмом экспорта угля только из нашей страны – 181 млн тонн в 2017 году. Если ещё учесть, что общемировой экспорт угля в прошлом году составил порядка 1,12 млрд тонн, то становится понятно, что поставки с Элегестского месторождения никак не повлияют на мировые цены».

Он также отметил, что уже на этапе утверждения данного проекта в правительстве в декабре прошлого года было известно, что государство гарантирует концессионерам минимальную доходность. По его мнению, это верное решение с учётом высокой социальной значимости строительства новой железной дороги.

Константин Мозговой


Подробнее о развитии железнодорожной инфраструктуры в Сибири читайте на стр.6

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30