18 октября 2021 07:05

Научить мыслить

Университеты нуждаются в абитуриентах, осознанно выбирающих профессию

Николай Духно, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)
Студенты должны учиться ради знаний, а не оценок
Сегодня выпускник школы должен обладать не только знаниями, но и компетенциями, а также умением делать собственный выбор. Однако, как показывает практика, при поступлении осознанный выбор делают не более 15% абитуриентов. В результате в вузы попадают ребята, которые не понимают, для чего они учатся.

Систему школьного образования нельзя назвать однородной с точки зрения качества подготовки учащихся. Есть сильные школы с грамотными, творческими педагогами, владеющими хорошей методикой обучения. Выпускники таких образовательных учреждений обладают не только крепкими знаниями, но и умеют ими оперировать. А есть школы, где учителя считают своим долгом лишь «отчитать» материал по предмету и дать подопечным задание зазубрить главу из учебника. Следовательно, хорошей с точки зрения качества подготовки школу делают учителя, которые любят свою работу, учат детей не формально, а так, чтобы из них выросли творческие личности.

Выпускник школы, умеющий мыслить, осознанно выбирает вуз и будущую профессию, затем усердно учится не для того, чтобы сдать зачёт или экзамен, а чтобы знания стали надёжной основой формирования профессиональных способностей, необходимых для применения на будущем месте работы. Только такие специалисты развивают современные технологии.

Если же выпускник окончил школу, где преподаватели не научили его мыслить, то в вузе его приходится доучивать, заинтересовывать и объяснять, чем важна выбранная им специальность и для чего он её получает. На это уходит много времени, которое было бы полезно потратить на изучение профессиональных учебных дисциплин.

В том, что важно учить детей мыслить, убедились и в Минобрнауки России. Так, в последние годы заметно меняется структура Единого госэкзамена (ЕГЭ). Тестовая часть по ряду дисциплин, предполагающая зазубривание материала, уступает место развёрнутым ответам на вопросы.

Способность мыслить помогает человеку осознанно выбирать свою профессию и под неё получать знания, на основе которых и развиваются профессиональные компетенции. Новые транспортные компетенции могут приобретаться и развиваться только на основе осознанного, передового знания. Молодёжь следует учить на основе принципа справедливости и объективности, предоставляя возможность оценивать предлагаемую информацию, и учить строить обоснованные выводы.

От того, как и чему мы научим детей, зависит не только путь развития транспорта, но и всей страны. На педагогах лежит огромная ответственность за их воспитание, учителя должны прививать своим подопечным вкус к свободному, но обоснованному мышлению. Однако не все педагоги в этом заинтересованы. Некоторые преподаватели убеждают молодые умы принять авторитет как истину, устраняя из обучения один из главных элементов – привитие способности мыслить на основе полученных знаний, строить свои аргументированные выводы.

Человек, не способный мыслить, остаётся безразличным, равнодушным, а это качество может оказаться вредным, особенно для транспортных профессий. Если мы хотим решить проблему воспитания в школьной системе, нам придётся научиться задавать вопросы, а не предлагать готовые ответы. Один хорошо сформулированный вопрос может вдохновить больше, чем бессчётное число заготовленных ответов.

Чтобы развивать экономику, культуру, транспортную систему, надо учить людей мыслить на основе нового знания. Важно привить молодёжи потребность развиваться, осваивая новые современные технологии, повышая культуру производительности труда, создавая условия для достойной жизни. Процесс обогащения разума знаниями должен быть подчинён свободе мысли, когда каждый выпускник школы станет способным осознанно выбирать свою профессию и быть готовым зрело оценивать нашу жизнь.

На помощь школам приходят и сами вузы, устраивая профориентационные уроки для выпускников. Так, в Российском университете транспорта (МИИТ) регулярно проводятся университетские субботы для старшеклассников, где представители вуза в доходчивой форме рассказывают ребятам о преимуществах обучения в МИИТе.

Важно, чтобы к нам на учёбу приходила мыслящая молодёжь, ведь транспортный комплекс страны бурно развивается, требуются специалисты разных профилей и специальностей.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30