24 июля 2021 03:33

Оперативная замена

В августе 2018 года вступит в силу технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) «О безопасности железнодорожного подвижного состава» в части запрета продления сроков эксплуатации маневровых локомотивов. Эксплуатанты считают, что действующих машиностроительных мощностей не хватит для оперативной замены выбывающего парка.
Напомним, ТР ТС приняли ещё в 2011 году, спустя три года завершился переходный период, после которого в силу вступило требование к эксплуатантам железнодорожной техники по обязательной модернизации с последующей сертификацией подвижного состава при продлении срока его службы. В противном случае дальнейшая эксплуатация техники не допускается. При этом относительно маневровых локомотивов переходный период многократно продлевался – в сентябре прошлого года завершилось общественное обсуждение проекта решения коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по продлению переходного периода до 2 августа 2018 года.

По словам президента ассоциации «Промжелдортранс» Александра Кукушкина, более 85% грузопотока, перевозимого ОАО «РЖД», образуется на путях необщего пользования.
«Близится запрет эксплуатации локомотивов с истекшим сроком службы, при этом продление сроков службы подвижного состава будет возможно только при его модернизации с последующей сертификацией, – напоминает Александр Кукушкин. – Однако стоимость этих работ, по оценкам специалистов, составит более 80% от цены нового локомотива, что делает их проведение экономически нецелесообразным. Сегодня на территории РФ работают около 5,5 тыс. локомотивов. С 2021 года начнётся процесс массового списания тягового подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях необщего пользования, до 1 тыс. единиц в год».

В то же время, по его словам, мощности заводов по производству локомотивов не смогут обеспечить растущий спрос, что приведёт к их дефициту. В зоне риска могут оказаться не только предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), но и более 10 тыс. промышленных предприятий по всей стране. В связи с этим ассоциация «Промжелдортранс» готовит законодательное обращение по выводу маневровых локомотивов, эксплуатирующихся на путях необщего пользования, из-под действия техрегламента.

В свою очередь в АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) отметили, что компания готова обеспечивать эксплуатантов подвижным составом.
«Серийно производятся тепловозы ТЭМ18ДМ (в 2016 году – 107 единиц, в 2017-м – 130 единиц), – рассказал «Гудку» заместитель генерального директора ТМХ Артём Леденёв. – Ведётся работа над новыми локомотивами, в том числе ориентированными на работу в условиях промышленных предприятий. В 2017 году сертифицирован тепловоз ТЭМ28. Они полностью соответствуют требованиям ТР ТС и могут эксплуатироваться промпредприятиями, в том числе на путях общего пользования».

Топ-менеджер отметил, что причастными ведомствами и институтами в настоящее время ведётся обсуждение стандартов, которым должны соответствовать локомотивы промпредприятий, поскольку в настоящее время парк промышленных тепловозов, не выходящих на пути общего пользования, выведен из-под действия ТР ТС. Кроме того, предполагается переработка порядка продления срока службы таких локомотивов.
«Холдинг планирует принять активное участие в этой работе. Наши возможности позволяют не только удовлетворить потребности организаций, эксплуатирующих маневровые тепловозы, но и оперативно создавать модификации техники, в максимальной степени соответствующие их потребностям и возможностям», – резюмировал Артём Леденёв.

В другой крупной машиностроительной компании – АО «Синара-Транспортные машины» – не смогли прокомментировать предложенную тему.

Вместе с тем ещё в прошлом году Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) проводил исследование, согласно которому запрет продления срока службы маневровых локомотивов на путях необщего пользования может создать рынок, объём которого на ближайшие пять лет составит до 120 млрд руб. По оценкам института, промышленные предприятия на путях необщего пользования только в РФ эксплуатируют более 5 тыс. локомотивов, из которых не менее 3,7 тыс. локомотивов (не менее 74%) старше 35 лет.

Именно эти локомотивы подпадут под требования техрегламента в течение ближайших пяти лет в случае его вступления в силу в 2018 году. При средней стоимости маневрового тепловоза 50 млн руб. в первый год действия ТР ТС стоимость замены всех локомотивов, подлежащих списанию, составит 64 млрд руб., а за пять лет – 120 млрд руб. Существенное развитие может получить и рынок вторичной продажи комплектующих для локомотивов, в том числе возникает риск появления большого теневого сектора. В связи с этим, считают в ИПЕМ, государству в переходный период требуется принять соответствующие регуляторные меры для недопущения данной ситуации.

«Условия ТР ТС вводят фактический запрет на продление сроков службы маневровых локомотивов, потому что предполагаемая модернизация будет очень затратной и собственнику будет выгоднее покупать новую технику или вовсе отказаться от неё, – отмечает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. – С одной стороны, такая мера будет способствовать повышению безопасности работы железнодорожного транспорта и обеспечит спрос для российских предприятий, с другой – это дополнительная нагрузка на предприятия и, следовательно, на экономику в целом. С точки зрения ИПЕМ, в течение переходного периода целесообразно провести сегментацию парков частных маневровых локомотивов на имеющие и не имеющие доступ на пути общего пользования».

По словам эксперта, на основании проведённой работы компромиссным решением как для производителей, так и потребителей маневровых локомотивов может стать включение дифференцированных требований по модернизации маневровой техники в существующий техрегламент. Это должно позволить не выводить целый сегмент отрасли из-под контроля государства, а также адаптировать методы государственного регулирования под объективные требования пользователей.

Константин Мозговой


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30