18 октября 2021 06:48

До дефицита не ссорились

В производстве инновационных вагонов конкуренции не получилось

АО «Алтайвагон» расторг лицензионный договор с АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) на использование конструкторской документации на тележку инновационного грузового вагона модели 18-194-1. Предприятие не устроило предложение о пересмотре соглашения. Конфликт пришлось разрешать в Арбитражном суде, где стороны пришли к мировому соглашению.
Напомним, лицензионный договор на право выпускать тележку и на её базе инновационные грузовые вагоны заводы заключили в 2013 году сроком на 10 лет. Однако в конце 2016 года, когда УВЗ официально перешёл в состав госкорпорации «Ростех», лицензиатам предложили перезаключить контракты на новых условиях. В частности, годовой договор с возможным расторжением в одностороннем порядке и при условии сбыта продукции только через УВЗ. «Алтайвагон» отказался пересматривать соглашение. По старому договору завод планировал выпустить 6 тыс. инновационных вагонов на базе тележки УВЗ, но до этого момента успел изготовить только 2,5 тыс. единиц.

«Попытки УВЗ внести существенные изменения в условия действующего лицензионного договора являются дискриминационными и абсолютно неприемлемыми», – говорится в письме генерального директора «Алтайвагона» Дмитрия Медведева в адрес УВЗ. Поэтому завод в декабре 2017 года обратился с жалобой в ФАС, а корпорация, в свою очередь, в суд.

«Мы не хотели расторгать договор, а УВЗ мог это сделать только по решению суда. Но так как на освоение этой тележки завод потратил значительные средства и у нас не было возможности до конца 2017 года производить инновационные вагоны на тележке УВЗ, мы сами решили выйти из процесса судебных разбирательств, заключив мировое соглашение в Арбитражном суде в конце марта. УВЗ все судебные издержки взял на себя», – пояснил заместитель генерального директора «Алтайвагона» Станислав Золотарёв.

По его словам, производство от разрыва отношений не пострадает, так как за время простоя завод заключил долгосрочные экспортные контракты и активно участвует в тендерах на производство обычных серийных полувагонов на базе собственной тележки, которая доказала свою эффективность и намного лучше, чем модель 18-100.

Кроме того, в марте филиал предприятия – «Кемеровохиммаш» – открыл новую линию по производству платформ-лесовозов в объёме 1,2 тыс. единиц ежегодно. Инвестиции в проект составили 100 млн руб. собственных средств.
«Я думаю, УВЗ ощутит наше отсутствие, потому что у корпорации не развита сервисная сеть и есть вопросы с комплектующими. Мы изначально заявляли лицензиару о ненадёжности используемых в комплектации инновационной тележки полиуретановых изделий, тем не менее корпорация не предприняла никаких действий для решения проблемы», – уточнил Станислав Золотарёв.

Тем не менее рынок не почувствует дефицита в инновационной технике. «Сейчас тенденция такова, что инновационные вагоны не продаются без субсидий и тарифных преференций. Кроме того, вагоны-тяжеловесы эксплуатируются только в России, Белоруссии и Прибалтике, во всех других странах они пока запрещены, а правительство делает акцент на развитии экспорта. И с апреля прошлого года мы наблюдаем повышенный спрос именно на серийные вагоны. На них и сосредоточим производство», – говорит Станислав Золотарёв.

В УВЗ «Гудку» не предоставили комментарий, но в Союзе «Объединение вагоностроителей», куда корпорация входит, не считают ситуацию тревожной. Как пояснил исполнительный директор объединения Евгений Семёнов, из-за расторжения лицензионного договора двух заводов отрицательной динамики на рынке инновационной техники не будет. Кроме УВЗ продукцию на тележке 18-194-1 также выпускает «Рузхиммаш» и на тележках 18-9855 – предприятия Объединённой вагонной компании, которые вполне способны удовлетворить спрос. В прошлом году выпустили 35,5 тыс. вагонов с улучшенными характеристиками, в этом будет не меньше. «Стратегией развития транспортного машиностроения предусмотрено развитие тяжеловесного движения. С июля 2017 года на Свердловской железной дороге ведутся испытания тяжеловесных поездов, сформированных из вагонов с осевой нагрузкой 27 тс. Следующий шаг – расширение маршрутов курсирования тяжеловесных поездов на полигоне Кузбасс – Дальний Восток, при положительном результате испытаний можно будет ждать дальнейшего увеличения роста потребного парка в виде вагонов повышенной грузоподъёмности», – говорит Евгений Семёнов.

Однако председатель подкомитета по железнодорожному транспорту комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию Евгений Реутов уверен, что расторжение договора, безусловно, негативно скажется на уровне конкуренции между производителями инновационных вагонов. «Всё будет зависеть от того, каким образом разделится рынок. Из-за агрессивной лицензионной политики УВЗ ситуация обостряется в сторону сокращения конкуренции и увеличения монополии. Инновационный вагон нужен для перевозки тяжёлых грузов, вопрос в том – насколько. Это напрямую зависит от грузовой базы. Если такой вагон рынку нужен, его будет производить УВЗ», – говорит он.

Елена Кудрявцева


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30