25 февраля 2020 06:12

Экзамен для тяжеловеса

Вагоны с повышенной осевой нагрузкой зарекомендовали себя положительно

В мае на Свердловской дороге начнётся четвёртый этап тестовых испытаний инновационных вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось.
Опытным полигоном для мониторинга состояния инфраструктуры и отработки технологий содержания пути в условиях эксплуатации поездов, сформированных из вагонов с повышенной нагрузкой на ось, дорога стала с июня 2017 года. Подконтрольная эксплуатация проходит на участке Качканар – Смычка. Вагоны с тележкой модели 18-6863 выпускает Объединенная вагонная копания.

Тележка модели 18-6863 имеет рессорное подвешивание с кусочно-линейной силовой характеристикой, обеспечивающей различную вертикальную жесткость для вагона в порожнем и груженом состоянии. Это позволило улучшить безопасность движения порожнего вагона по коэффициенту запаса устойчивости против схода с рельсов и обеспечить дополнительный запас на износ фрикционного клина. Рациональные характеристики подвешивания тележки 18-6863 позволили улучшить динамические качества вагона и снизить его воздействие на путь (запас на непревышение допускаемых значений составляет в среднем 25%). Тележка эксплуатируется на колесных парах, оборудованных подшипниками кассетного типа и колесами с S-образным диском. Тележка имеет увеличенную базу и диаметр подпятника по сравнению с тележками с осевой нагрузкой 25 тс. В тележке применяются износостойкие элементы из современных материалов, что позволяет увеличить пробег вагонов между плановыми ремонтами до 800 тыс. км. (для вагонов на тележках типа 18-100 – 110–160 тыс.).

Исследования должны выявить воздействие вагонов на объекты путевой инфраструктуры. Программу исследований готовили АО «ВНИИЖТ» в сотрудничестве с ОАО «РЖД», научно-производственной корпорацией «Объединённая вагонная компания», АО «ВНИКТИ», РУТ (МИИТ), НИИ мостов, Центр испытаний материалов и конструкций и Ассоциация испытательных центров железнодорожной техники. На СвЖД создана рабочая группа, в состав которой входят руководители дороги и структурных подразделений, сотрудники научно-испытательных центров.

Испытания проводятся в четыре этапа. В ходе каждого из них предусмотрено три направления исследований – по путевой инфраструктуре, в тяговом и вагонном хозяйствах. В ходе поездок определяется фактическое воздействие на путь от поездов, сформированных из вагонов с осевой нагрузкой 27 тс, отрабатываются технологии его содержания, технического обслуживания полувагонов, оцениваются факторы, влияющие на режимы движения и расход электроэнергии.

Два первых этапа подконтрольной эксплуатации были пройдены в прошлом году. По информации АО «ВНИИЖТ», первый этап, который проводился прошлым летом, завершён с положительными результатами. Установлено, что у новых вагонов улучшенные аэродинамические характеристики. Это сокращает затраты ресурсов на тягу поездов: грузовой поезд массой 6,9 тыс. тонн из 65 полувагонов с нагрузкой 27 тонн на ось расходует меньше энергии, чем поезд массой 6 тыс. тонн из вагонов 23,5 тс. Расходы на содержание пути оказались выше примерно на 20% на вагон, но за счёт большей надёжности вагонов общее сокращение затрат составляет 45 тыс. руб. на вагон в год.

Сейчас, на третьем этапе подконтрольной эксплуатации, организовано движение двух поездов из 36 полувагонов с осевой нагрузкой 27 тс, гружённых щебнем, по специально разработанному графику. «Этап начался в декабре 2017-го и завершится 1 мая», – рассказал заместитель начальника Дорожного конструкторско-технологического бюро СвЖД Алексей Заровняев.

По его словам, в марте проведена оценка технического состояния колёсных пар и тормозных систем инновационных вагонов. С 12 марта по 15 апреля проводятся испытания по воздействию на путь и земляное полотно. Зафиксированы параметры испытаний по воздействию на путь на ряде участков.
«Со 2 апреля ведутся работы по монтажу и тарировке (нанесение шкалы соответствия между определённым показанием прибора и значением измеряемой величины. – Ред.) напольного оборудования, проверка измерительных схем на участках пути, в том числе кривых. Проведены ходовые динамические испытания», – отметил Алексей Заровняев.

Тестовые испытания четвёртого этапа начнутся в мае и будут продолжены до 1 ноября 2018 года. За это время предстоит определить затраты владельца инфраструктуры на техническое обслуживание пути на участках обращения этих вагонов. Также нужно скорректировать нормативную базу в части устройства, эксплуатации, технического обслуживания, диагностики путевой инфраструктуры и подвижного состава для участков обращения инновационных вагонов.

Параллельно с испытаниями подвижного состава специалисты дороги ведут мониторинг состояния инфраструктуры. Как рассказали на СвЖД, балловая оценка пути на опытном полигоне за прошлый год улучшилась на 14 единиц, а количество километров с оценкой «неудовлетворительно» сократилось на четыре единицы. Всего в прошлом году по результатам контрольных проходов путеизмерительных средств диагностики выявлено более 18 тыс. неисправностей всех степеней, что на 27,4% меньше, чем в 2016-м. «В настоящее время объекты инфраструктуры ведут себя стабильно, включая искусственные сооружения – мосты и трубы. Появление новых или развитие существующих расстройств не зафиксировано», – сказал Алексей Заровняев.
«Итогом всей работы должна стать оценка экономической и технологической эффективности, а также степень воздействия на инфраструктуру вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось. Исходя из этого будет принято решение о возможности их обращения на сети». Развитие тяжеловесных технологий позволит не только обеспечить вывоз всего прогнозируемого объёма грузов, но и добиться снижения удельных затрат на перевозку тонны груза, уменьшить транспортную составляющую в конечной цене продукции», – заключил Алексей Заровняев.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29