18 октября 2021 06:39

Беспилотные локомотивы набирают ход

Валентин Гапанович, старший советник генерального директора ОАО «РЖД»

– Железные дороги мира проявляют интерес к развитию технологий, позволяющих перейти на новые виды топлива и снизить вредные выбросы. На какие технологии делает ставку РЖД?
– На неэлектрифицированных участках дизельную тягу мы готовимся заменить газовой. Например, на Свердловской дороге от Тюмени до Нового Уренгоя – 1500 км неэлектрифицированных путей. Кроме того, сейчас мы будем строить Северный широтный ход от Нового Уренгоя до Надыма и в Салехард. На таких участках газотурбинная тяга – прекрасное технологическое решение. Газотурбовоз ГТ1h подходит для этих дорог как нельзя лучше. Он предназначен для вождения поездов в 9000 тонн, на испытаниях он показывал нагрузки в 15 и 16 тыс. тонн. Пока их там всего два.

– Каков экономический эффект от использования газового топлива?
– Цена на газ – 50% от стоимости дизельного топлива. А нам удалось снизить потребление газа на пониженных оборотах до 20% от максимума. Мы «научили» турбину работать на малых оборотах. Для перемещения по станции ГТ1h использует батареи. Плюс к этому турбинный двигатель практически не имеет движущихся частей, то есть стоимость его обслуживания ниже, чем дизельного двигателя. Сжиженный природный газ менее пожароопасен, чем бензин и дизельное топливо, потому что он мгновенно испаряется. Кроме того, двигатель на СПГ практически не даёт вредных выбросов в атмосферу. В выхлопе практически нет оксида азота (действующий стандарт Euro-VI для дизельных двигателей предполагает наличие в выхлопе не более 0,4 г NOx на кВт.ч мощности двигателя. – Ред.) и содержание CO гораздо ниже действующих нормативов. Газотурбинный двигатель значительно чище дизельного.

– Автоматическое управление подвижным составом – одно из направлений развития технической мысли в железнодорожном транспорте. Нам есть чем похвастаться?
– У нас система автоматического управления локомотивами уже почти два года действует в пилотном режиме на сортировочной станции Лужская. Дежурный по станции заранее готовит маршруты движения трёх маневровых тепловозов, программу движения и отправляет на каждый тепловоз. Получив программу, тепловоз работает в автоматическом режиме. Скорость движения регулируется с помощью радара. На случай форс-мажорных ситуаций локомотив сопровождает машинист с пультом дистанционного управления. Он может остановить работу локомотива в любой момент. В итоге применения этой технологии рост производительности труда на станции составил 22%. В 2017 году 95% времени локомотивы работали в беспилотном режиме. На станции за прошлый год было распущено на 39% больше составов, чем 2016 году. Технология готова к масштабированию. Требуется внесение изменений в нормативные документы Минтранса, ГОСТ и законодательство в части распределения ответственности между владельцами беспилотного транспорта и другими участниками движения.

Беседовал Лев Кадик


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30