07 декабря 2019 22:48

В начале большого пути

Детская железная дорога поможет росту кадрового потенциала компании

Через несколько месяцев на площадке Восточно-Сибирской Детской магистрали разместится один из первых в компании технопарков – «Кванториум РЖД». О том, как воплощается в жизнь этот проект, чем и как живут юные железнодорожники, наша сегодняшняя беседа.
Михаил Вяселкин, начальник Восточно-Сибирской Детской железной дороги
– Михаил Васильевич, детские технопарки создаются по распоряжению Правительства РФ. Какая роль в реализации этого проекта отводится железнодорожникам?
– Российские железные дороги в этом деле принимают самое непосредственное участие. Определены три дороги, где должны быть созданы детские технопарки «Кванториум РЖД». Возможность реализовать эти пилотные проекты, кроме ВСЖД, предоставлена Свердловской и Приволжской дорогам. Эти две магистрали попали в проект в первой половине 2017 года, а мы, иркутяне, только в конце года. Следовательно, времени на раскачку у нас не было, уже в июле должна состояться презентация проекта, который воплощается совместно с правительством Иркутской области.

– Что уже сделано?
– Распоряжением начальника ВСЖД Василия Фролова утверждён план мероприятий по созданию и работе детского технопарка на базе Детской железной дороги. Действует рабочая группа. Подготовлены организационные документы, определено место размещения технопарка – это второй этаж нашего вокзального комплекса. Оттуда уже убраны музейные экспозиции ДЖД, чтобы освободить пространство.
Сейчас разработан дизайн-концепт внутренних помещений, они подготовлены для ремонтных работ, которые начнутся в апреле, как только после конкурсных процедур определится подрядчик. Необходимые средства для проведения капитального ремонта выделены, проектно-сметная документация подготовлена, подобран модельный ряд мебели, разработаны проекты дизайна входной группы «Кванториум РЖД», дизайнерские решения по каждому из четырёх помещений технопарка.

– Какое участие в реализации проекта принимает правительство Иркутской области?
– Детский технопарк «Кванториум РЖД» станет частью сети детских технопарков региона, работа по созданию которого ведётся в соответствии с распоряжением правительства Иркутской области. По этому распоряжению региональным координатором проекта является Министерство образования Иркутской области, а региональным оператором – Центр развития дополнительного образования.
Совместная работа будет также касаться общей координации деятельности технопарка, методического сопровождения образовательной деятельности, проведения совместных мероприятий. Кроме этого, за правительством и поставка современного оборудования для занятий.

– Сколько ребят примет «Кванториум РЖД» в этом году и по каким направлениям будет вестись работа?
– В соответствии с распоряжением правительства Иркутской области в 2018 году определены четыре образовательных направления, или квантумы. Это промышленный дизайн с элементами дополненной и виртуальной реальности, информационные технологии с элементами геоинформационных систем, хай–тек РЖД-квант, хай–тек-цех с высокотехнологичным оборудованием.
Все эти квантумы планировались с учётом нашей железнодорожной специфики, мы считаем их наиболее востребованными. Кроме этого, с руководством Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» решается вопрос о введении в образовательный процесс дополнительных направлений. Таких, например, как «Автоквантум», «Энерджиквантум», «Аэроквантум».
В 2018 году под «Кванториум РЖД» отведут четыре помещения общей площадью 230 кв. м, здесь разместятся порядка ста воспитанников. На будущий год запланировано расширение на 140 кв. м. Для этого мы намерены реконструировать галерею между учебным корпусом и зданием вокзала. Тогда количество обучающихся возрастёт ещё на 50 человек.
В технопарке будут заниматься не только юные железнодорожники, но и все желающие школьники, проявившие склонность к проектной, научно-исследовательской, инженерной деятельности. Задача будет состоять в том, чтобы помочь ребятам в этом, поддержать самые ценные идеи, воплотить их, если понадобится, в металл и пластик. В любом случае должны быть результаты.

– Как решается вопрос с преподавателями-наставниками детского технопарка?
– В первую очередь взаимодействуем с Иркутским госуниверситетом путей сообщения, нашим давним партнёром. Также на одном из порталов по трудоустройству размещено объявление о поиске кандидатов, производится их анкетирование по утверждённым федеральным оператором формам, в ближайших планах провести оценку компетенций кандидатов в преподаватели.
Отмечу, что процесс отбора жёсткий и непростой. Те же анкеты направляются региональному оператору, он отбирает лучших и направляет анкеты для изучения и анализа федеральному оператору. Тот в свою очередь кандидатов, образно говоря, просеивает через своё сито. Тем, кто докажет свой профессионализм и уровень знаний, предстоит пройти обучение. А на завершающем этапе нужно будет пройти тестирование. Преподаватель должен уметь обучать ребятишек, обладать способностью и самому генерировать какие-то идеи, быть творческим человеком, причём достаточно молодым, чтобы не возникало психологического барьера.
Немаловажно и то, что весь персонал технопарка будет находиться в штате Детской железной дороги. Затраты по содержанию объекта полностью лягут на ОАО «РЖД». Уверен, что с запуском проекта интерес к Детской дороге только возрастёт.

– Что собой представляет ДЖД сегодня? По каким направлениям ведётся обучение?
– Это комплекс зданий, сооружений и устройств, аналогичных тем, что используются на большой магистрали, – вокзал, депо, подмостовой тоннель, учебный корпус, четыре километра пути, три станции. Всё это позволит юным железнодорожникам изучать работу железнодорожного транспорта и основные обязанности работников железнодорожных профессий. Под контролем наставников они применяют полученные знания на практике.
Воспитанникам первого и второго года обучения предлагается общий курс железных дорог и знакомство с профессиями сигналиста, стрелочника, проводника пассажирского вагона, диктора радиоузла, дежурного по вокзалу, начальника вокзала, начальника поезда.
В течение третьего и четвёртого года обучения по выбору ребят с учётом рекомендаций инструкторов-наставников юные железнодорожники осваивают такие профессии, как монтёр пути, дежурный по станции, помощник машиниста тепловоза. С недавних пор мы возобновили обучение по специальности «электромонтёр СЦБ», пригласили для этого дела опытного специалиста.
Такой подход способствует эффективной профориентации юных железнодорожников и обеспечивает последовательность в усвоении учебного материала, естественный переход к освоению программ более высокого уровня.
В общей сложности у нас обучается около 700 человек, кроме этого, в кружках «Юный железнодорожник» в шести линейных школах занимаются 354 учащихся, 180 из них пройдут летнюю практику здесь, на ДЖД в Иркутске.

– Насколько улучшилось техническое оснащение Малой магистрали?
– Взрослая дорога помогает содержать инфраструктуру. На балансе Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры находятся железнодорожный путь, железнодорожный переезд, тоннель и мост через протоку реки Ангара. Другие дирекции оказывают помощь в период подготовки к летнему сезону. Приходят к нам и новые вагоны, тепловозы.
Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД» разработаны типовые требования к оснащению учебных кабинетов, полигонов ДЖД. В соответствии с этим документом мы рассчитываем получить 11 единиц оборудования для класса СЦБ. Также в прошлом году мы получили комплект компьютерной техники для моделирования и проектирования, 3D-принтер, 3D-сканер, четыре интерактивные панели. Это позволяет нам использовать в системе обучения цифровые технологии.
Несколько лет назад у нас появился Дворец технического творчества. Здесь создана хорошая учебная база, а главное – условия для развития творческих способностей учащихся. В частности, работают изостудия, студия обучения игре на гитаре, вокально-театральная студия. В их распоряжении светомузыкальное оборудование, ударная установка, гитары.
Но самое главное – в этом центре имеется 30 двухместных номеров и столовая для проживания и питания юных железнодорожников, которые приезжают на летнюю практику с отдалённых станций.

– Чем ещё занимаются юные железнодорожники в период обучения на ДЖД?
– Мы понимаем загруженность детей программами обучения в школах, в кружках, а поэтому строим свою работу так, чтобы участие юных железнодорожников в дополнительных мероприятиях было интересным и увлекательным. Проводим концерты, участвуем в акциях по профилактике детского травматизма, круглых столах по безопасности на железнодорожном транспорте, выезжаем в детские сады и школы с уроками безопасности.

– Вы уже говорили о сотрудничестве с Иркутским госуниверситетом путей сообщения. Какие проекты реализуются совместно?
– С ИрГУПСом мы взаимодействуем по нескольким направлениям. Первое – ознакомление юных железнодорожников с учебной базой университета во время экскурсий по лабораториям и учебному полигону, встречи с преподавателями, участие в днях открытых дверей.
Второе направление, которое большей частью реализуется в рамках проекта «Малая транспортная академия», – это подготовка юных железнодорожников по рабочим профессиям. Таких, например, как монтёр пути второго разряда и сигналист. В прошлом году 17 наших воспитанников уже получили профессию монтёра пути. Со своей «корочкой» они уже могут прийти на предприятие и самостоятельно работать.
Особенно привлекателен этот вариант для будущих студентов, ведь в университете проходят производственную практику. Имея рабочую специальность, можно и знания укрепить, и немного заработать.
В этом году по этой схеме будут выпущены сигналисты. А на 2019 год мы прорабатываем возможность обучения по профессии слесаря по ремонту подвижного состава и проводника пассажирского вагона. Даже если человек не поступит в вуз или колледж, он имеет возможность устроиться на железную дорогу.
В общем это наглядный пример практической пользы от сотрудничества Детской железной дороги и высшего учебного заведения. Есть и другие формы работы, которые решают задачи непрерывной подготовки кадров для железнодорожного транспорта.

– В будущем году Детская железная дорога будет отмечать 80 лет со дня создания. Знают ли нынешние воспитанники её историю?
– На втором этаже учебного корпуса у нас размещена музейная экспозиция, посвящённая истории развития Малой Восточно-Сибирской дороги. На первых занятиях первого года обучения наши воспитанники как раз и знакомятся с тем, как всё начиналось.
История на самом деле любопытная. Толчком к появлению ДЖД в Иркутске послужила небольшая заметка в «Пионерской правде» о том, что в соседнем Красноярске запустили движение по Детской железной дороге. Члены кружка «Юный железнодорожник», что работал во Дворце пионеров Иркутска, пришли к его руководителю, впоследствии известному советскому писателю Борису Костюковскому, и сказали: хотим такую же. Итогом этого визита стало письмо Сталину, а через некоторое время обком ВКП(б) принял решение строить дорогу.
Подали клич по трудовым коллективам – скинемся кому сколько не жалко. В общем несли и перечисляли деньги профсоюзы, учреждения, артели. А 8 ноября 1939 года окрестности реки Ушаковки, где разместили тогда Детскую магистраль, огласил зычный гудок паровоза под узкую колею. Во время войны дорога не работала. Паровоз отдали на завод Куйбышева, и ребята 15–16 лет на этом локомотиве возили военную продукцию с завода на шпальную ветку. Там её перегружали и отправляли на фронт. После войны в 1947 году ДЖД восстановили.

– С учётом создания «Кванториума РЖД» перспективы развития у Восточно-Сибирской дороги вполне приятные. Так?
– Да, несколько лет назад мы и не мечтали о таком проекте, как кванториум, а сейчас он становится реальностью. То же самое и по другим аспектам нашей деятельности. В инвестиционной программе ОАО «РЖД» выделено целое направление – развитие материально-технической базы Детских железных дорог. Для нашей дороги на 2018–2020 годы запланировано несколько десятков миллионов рублей. А это новые возможности и для развития ДЖД, и для наших воспитанников.

Беседовал Сергей Кез


Справка «Гудка»
Михаил Вяселкин родился 5 июля 1955 года. В 1989 году окончил Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта. Трудовую деятельность на железной дороге начал в 1975 году помощником машиниста электровоза локомотивного депо Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги. В 1990 году был назначен на должность главного инженера этого депо, а затем возглавил предприятие. С 2001 года работал в должности первого заместителя начальника службы локомотивного хозяйства ВСЖД, возглавлял службу. В 2009 году стал главным инженером Дирекции по ремонту тягового подвижного состава. С 14 ноября 2014 года – начальник Детской железной дороги Восточно-Сибирской магистрали. За добросовестный труд награждён двумя знаками «За безопасность движения», почётными грамотами, юбилейным нагрудным знаком «170 лет железным дорогам России». Михаил Вяселкин является почётным железнодорожником.


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв