12 декабря 2019 17:14

Подарок Алексея Мамаева

Годы, отданные Московской железной дороге, по мнению ветерана, – лучшие в его жизни

Перегон Люберцы – Гжель московско-рязанского направления МЖД. Здесь, в двух шагах от остановочного пункта 41 км, находится садовое товарищество «Энергетик», где в своём скромном домике живут супруги Мамаевы – Алексей Константинович и Валентина Александровна. К ним в канун 90-летия ветерана мы и приехали.
1970-е годы. Таким был Алексей Мамаев в то время
Уже с платформы видим, что Алексей Константинович ждёт гостей у калитки. К нашему визиту он основательно подготовился: расчистил дорожки, посыпал их золой. В свои годы Алексей Константинович не пренебрегает посильным физическим трудом, полагая, что организму это только на пользу.
– А какой здесь чистый воздух, – говорит он, – какой лес за домами. Здесь всегда хорошо: и зимой, и летом. Близость железной дороги меня не напрягает. Ведь я железнодорожник.

В его судьбе многое переплелось. В том числе сельский труд и железнодорожный. Он родился в Калининской, ныне Тверской, области. Отец умер рано, и все заботы о семье легли на материнские плечи.
– Мама успевала и в колхозе работать, и дома. Да и нас к труду с малолетства приучила, – вспоминает Алексей Константинович. – Я, к примеру, должен был и за цыплятами приглядеть, и воду принести, и в огороде сделать то, что требуется по сезону. К слову, в жизни это всё пригодилось.

Великую Отечественную войну Алексей встретил 13-летним подростком. Участвовал в строительстве оборонительных сооружений, был ранен, потом помогал взрослым на сельскохозяйственных работах: фронту нужно было не только вооружение, но и продукты. Так что самая первая награда у Мамаева – медаль за труд в годы Великой Отечественной войны.
– Ближе к Победе подростков, вроде меня, собрали в райцентре, потом отправили в Калинин, – продолжает рассказ Алексей Константинович. – А оттуда большую группу ребят привезли в Москву, поселили в общежитии Мосгаза недалеко от Белорусского вокзала. Чуть обустроились, как начались занятия. Только подумайте – ещё война не закончилась, а вчерашних школьников обучают, как налаживать и эксплуатировать газовые плиты. Так что моя трудовая биография началась не на железной дороге, а в Мосгазе.

Через проходную депо Москва-Сортировочная-Рязанская Алексей Мамаев впервые прошёл в 1953 году. Сюда он устроился по совету сестры и её мужа-машиниста. Начинал с кочегара паровоза, дорос до машиниста электровоза первого класса. Учился у старших коллег, в том числе и тех, кто прошёл войну. Их в 50–60-х годах прошлого века в депо трудилось немало. Но они были в основном паровозниками.

А на тогдашнюю Московско-Рязанскую дорогу поступало всё больше тепловозов и электровозов. Началось переучивание кадров на современные виды тяги. В 1956 году в депо на специальных курсах с отрывом и без отрыва от производства занималось почти 80% персонала, было подготовлено почти 90 электровозных бригад.

К тому времени Алексей Мамаев активно влился и в общественную жизнь предприятия. Сначала его избрали неосвобождённым секретарём комсомольской организации цеха эксплуатации, а затем – членом профкома. Поручили возглавлять жилищную комиссию. А ещё на его глазах и при непосредственном участии в депо зарождалось движение за коммунистическое отношение к труду.
– Развитие и техническое перевооружение железной дороги требовало от нас новых подходов к организации производственной деятельности, добротных технических знаний, более высокого общеобразовательного и культурного уровня, – вспоминает ветеран. – И те, кто были первыми –

Александр Лебедев, Иван Замятин, Николай Белов, Владимир Минаков, Борис Брыков, бригадир Геннадий Гудков, мастер Владимир Станилевич, выступили с совершенно правильными идеями, которые сами же и реализовали. Многие из молодых деповчан пошли тогда учиться, окончили техникумы и институты. Это были специалисты уже другого уровня!

Алексей Константинович припомнил случай, который произошёл позже, когда движение стало повсеместным. Как-то к нему, уже председателю профкома депо, приехали два молодых кандидата наук из Новосибирска.
– Ребята показали разработанное ими положение о звании «Ударник коммунистического труда», – рассказывает Мамаев. – В него они занесли даже мельчайшие детали работы и поведения человека. И хотя это было сделано от чистого сердца, всё же попахивало формализмом. Поговорил я тогда с ними, как мог, объяснил, в чём они перегибают палку. И учёные согласились с моими доводами.

Председателем профкома депо Алексея Мамаева избрали в 1965 году.
– Время подтвердило, что это был правильный выбор, – говорит руководитель Московско-Курского подразделения Дорпрофжела Виктор Самсонов. – На протяжении более чем 20 лет Алексей Константинович защищал трудовые и социально-экономические интересы рабочих. За это время более 600 семей въехали в новые квартиры. А сколько человек получили путёвки в санатории и дома отдыха, съездили в турпоездки, сколько детей провели каникулы в пионерских лагерях.
– В коллективе знали: ни один начальник депо, а на памяти Алексея Константиновича их было четверо, не станет решать ни один вопрос, касающийся жизни и быта рабочих, без учёта мнения Мамаева, – говорит председатель Дорпрофжела на МЖД Николай Синицын. – И это не по чьей-то директиве. Настолько высок был его авторитет.

Сам же Алексей Константинович, не уставая, повторяет: «Годы, отданные профсоюзной работе в депо, были лучшими в моей жизни». Занимались всем – безопасностью, условиями труда и отдыха, учёбой.
– А как иначе, если люди обращаются, – делится Алексей Константинович. – Особенно, когда это кадровые специалисты, для подготовки которых требуется время.

Депо Москва-Сортировочная было на особом счету. Именно здесь в 1919 году состоялся первый субботник. И эта традиция остаётся неизменной.
– Алексей Мамаев непременно приезжает в депо, чтобы принять участие в празднике труда, – говорит председатель совета ветеранов МЖД Геннадий Павликов. – И в этом году коллектив предприятия вновь призвал железнодорожников выйти в апреле на субботник. Надеемся, что Алексей Константинович приедет в этот день в депо.

На памяти Алексея Мамаева и появление первой бригады коммунистического труда. Здесь зародились многие почины, в том числе и по вождению длинносоставных и тяжеловесных поездов. Понятно, что член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь Московского горкома партии Виктор Гришин, сам в прошлом машинист паровоза, постоянно держал Сортировку в поле зрения.
– Он не раз говорил: локомотивных депо в стране много, но такое, как Москва-Сортировочная, одно, – подтверждает Алексей Константинович. – Благодаря его поддержке на предприятии прошла реконструкция, были построены новые цеха, столовая, актовый зал, общежитие. Но главное – это, конечно, жильё. Мы не раз обращались к Виктору Васильевичу, уже как к депутату Верховного Совета СССР, с просьбой оказать содействие в решении проблемы.

Сложнее всего было добиться выделения площадок под строительство жилья, но Алексею Мамаеву удавалось не только это. Многие иногородние машинисты благодаря председателю профкома получили тогда даже столичную прописку. В год, по словам ветерана, в среднем по 30 квартир выходило. К середине 80-х те, кто создавал семью, получали комнату, при этом оставаясь в очереди на квартиру. Не без участия Алексея Константиновича построены дома на улицах Сторожевая, Братская, Свободный проспект в Москве и в микрорайоне «Красная Горка» в Люберцах.
– Иногда получалось не сразу, – продолжает мой собеседник. – А человек ждать не хочет. Был в моей практике случай, когда жена одного машиниста оставила в моём кабинете ребёнка. Мол, там, где они живут, нет условий для малыша. Хорошо, что, пока врач из детской поликлиники шла в депо, в профкоме появился отец младенца и забрал его.

Под началом профсоюза работал женсовет, который контролировал столовую, буфет, детские сады.
– Жёны деповчан постоянно интересовались, как работают поликлиника, дом культуры, где существовали различные бесплатные кружки, – продолжает Мамаев. – Мы наладили хорошие контакты с народным артистом СССР, дирижёром Евгением Светлановым. Руководимый им Государственный академический симфонический оркестр СССР ежегодно выступал перед деповчанами прямо в цехе. Сколько прекрасных моментов подарили нам эти музыканты.

Особое положение предприятия влияло на его повседневную жизнь. Здесь нередко принимали гостей, в том числе и из-за границы. Немцы, поляки, французы, японцы – кто только не приезжал в прославленное депо за опытом. Однажды уже после экскурсии член японской делегации стал куда-то тянуть Мамаева. Оказалось, японец искал планово-экономический отдел.
– Когда зашли в кабинет, он с помощью жестов поблагодарил удивлённых женщин и вытащил из портфеля несколько по тому времени у нас ещё редких электронных калькуляторов, и вручил каждой из сотрудниц, – вспомнил и такой случай Алексей Константинович. Кстати, ему также довелось руководить группами железнодорожников, выезжавших за границу. – Здесь я обращал внимание на традиции страны. Зная, что наши люди привыкли к просторам, к выражению своих чувств, эмоций, подсказывал, чего делать не стоит.

Кавалер ордена «Знак Почёта», заслуженный работник транспорта РСФСР, почётный железнодорожник Алексей Константинович Мамаев ушёл из депо на заслуженный отдых в 1986 году. Он сделал это, как и обещал тем, с кем Московская железная дорога попрощалась после введения белорусского метода. Уже позже ему было присвоено звание «Почётный ветеран МЖД». Многие годы занимался общественной работой в совете ветеранов. И сейчас приезжает в родное депо, где уже в наши дни при его участии был обновлён музей боевой и трудовой славы, открытый в годы его комсомольской юности.

За несколько десятилетий беззаветного служения людям Алексей Константинович не нажил «палат каменных». Свою квартиру в Люберцах он возвёл, приняв участие в проекте «самстроя». Собственными силами построил и дачный домик, где принимал нас. Здесь Алексея Константиновича и Валентину Александровну, 61 год назад создавших свою семью, навещают сын, дочь и внук, привозят необходимую провизию. Впрочем, у Мамаевых-старших с осени стоят заготовки – картошка, морковка, банки с соленьями.
– Я доволен тем, как сложилась моя жизнь, – сказал ветеран, провожая гостей и здороваясь с проходившим мимо соседом – председателем совета ветеранов московско-рязанского направления Николаем Васильевичем Михеевым, возглавлявшим в прошлом ОПМС-103. – Видите, мы и сегодня не теряем связей друг с другом.

А я подумала, что этот человек, бывший свидетелем и участником многих значимых не только для депо событий, накануне своего 90-летия сделал мне бесценный подарок – возможность поговорить с прекрасным собеседником, вспомнить и узнать немало интересного из истории нашей Родины. Спасибо вам за это, Алексей Константинович!

Вера Чубарова



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Выбор редакции

Летний призыв