22 ноября 2019 02:39

Не даю себе покоя

Закалка, полученная в годы войны, пригодилась ветерану и в мирной жизни

Александру Ефремовичу Тараторину, весь трудовой путь которого связан с Московской железной дорогой, 24 февраля исполнилось 90 лет. В связи с этим 26 февраля перед началом традиционного совещания в большом зале управления дороги начальник МЖД Владимир Молдавер и председатель Дорпрофжела Николай Синицын поздравили и наградили ветерана за трудовые достижения и большую общественную работу.
Каждая награда Александра Ефремовича Тараторина напоминает ему о том или ином отрезке его трудового пути на Московской железной дороге
Несколькими днями ранее мы беседовали с Александром Ефремовичем, вспоминая вехи его интересной судьбы. Тяжелее всего ему даётся рассказ о военном лихолетье: к глазам в очередной раз подступают непрошеные слёзы, а голос предательски дрожит. Война, которую он встретил 13-летним мальчишкой на территории нынешней Брянской области, оставила след в его памяти.
– Наша деревня оказалась во фронтовой полосе Брянского фронта, – рассказывает Александр Ефремович. – Женщины и мы, подростки, вышли на строительство оборонительных сооружений. Мне поручили подвозить питьевую воду. А в августе 1941 года в нашем районе появились немцы. Многие советские люди ушли тогда в партизаны. А им нужно было и вооружение, и продовольствие.

Тогда Александр вместе с ровесниками начал собирать брошенное оружие, боеприпасы и передавать всё это тем, кто уже находился в Клетнянских лесах Брянщины. А потом подросткам было доверено доставить туда же и продовольственный обоз. Шли большей частью по ночам, чтобы не выдать себя и не подвести старших товарищей.

Конечно, оккупанты делали всё, чтобы уничтожить партизанское движение. За связь с ним каратели расстреливали невзирая на возраст. Так погибла одна из Сашиных ровесниц, которую немцы повесили в назидание остальным. А ещё угоняли в рабство женщин, детей и подростков.
– Во время одной из таких операций я спасся, переодевшись в женское платье, – вспоминает ветеран. – Едва не оказался в фашистском плену и чуть позже, когда летом 1942 года каратели внезапно окружили нашу деревню, дав три часа на сборы. Колонну из стариков, женщин и детей вывели на шоссе Брянск –

Рославль, по которому мы шли почти пять часов. Во время остановки на ночлег удалось убежать. Только через несколько недель я попал в родную деревню, которая к тому времени уже была сожжена.

Война принесла много горя, в том числе и в семью Тараториных.
– В то же время она меня закалила, я познал цену жизни и смерти. Самая дорогая для меня награда – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Уже после Победы, в 1948 году, Александра Тараторина, к тому времени несколько лет отработавшего в Жуковском леспромхозе, призвали в армию. После того, что было пережито, служба была не в тягость. Он прекрасно понимал значение дисциплины, армейской выучки. Шесть раз становился участником военного парада на Красной площади. Здесь, помимо хорошей строевой, морально-психологической и политической подготовки, свою роль сыграло и то, что Тараторин был высоким, подтянутым, с отменной выправкой. Таким, кстати, он остаётся и поныне.

С 1952 года Александр Ефремович ведёт отсчёт работы на железной дороге. Сначала сцепщиком на станции Люблино, откуда его вскоре перевели в паровозное депо Люблино, где он трудился в общей сложности 20 лет поездным кочегаром, помощником машиниста паровоза, машинистом, а затем председателем профсоюзного комитета депо.
– На помощника машиниста четверо ребят, в числе которых был и я, готовились самостоятельно, – вспоминает Тараторин. – Купили учебники, схемы, в свободное от работы время просиживали в кабинете техучёбы. И прошли горнило экзамена, получив право работы в этой должности.

Но не одной работой живёт человек. Александр Тараторин активно занимался общественной деятельностью, спортом. Ему было доверено быть участником VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Москве в 1957 году. Дважды ещё во время работы в депо Александра Ефремовича, несмотря на молодость, избирали депутатом Люблинского райсовета. В те же годы у него появилась и семья. Несколько лет Тараторины ещё с двумя такими же семьями жили в комнате железнодорожного общежития.
– В 1956 году комитет комсомола железнодорожного узла Люблино, который возглавлял Анатолий Колотий, а членами комитета, помимо меня, были Виктор Богданов (вагонное депо Люблино), Владимир Сидоров (электродепо Перерва) и Иван Махортов (станция Люблино), выступил с инициативой строительства жилья хозяйственным способом. Сами же и трудились на его возведении. Жилой дом на улице Калинина, что в районе Люблино, был сдан в 1958 году, – рассказывает Александр Ефремович. – На его фасаде установлен барельеф с изображением комсомольского значка. Он и сейчас красуется там же, а дом, в котором я живу и поныне, называют комсомольским.

Общественную жилку Тараторина невозможно было не заметить. Ему удавалось разговорить человека, помочь в сложный момент. Пережитые трудности не озлобили его, а воспитали чувство сопереживания. В конечном счёте это привело Александра Ефремовича на профсоюзную работу. После того как он в течение года возглавлял профком депо, Тараторина избрали секретарём Райпрофсожа Московско-Курского отделения Московской железной дороги.

Чтобы рассказать, сколько было сделано за эти 14 лет, не хватит газетной полосы. Отмечу главное: Александр Ефремович не засиживался в своём кабинете. Гораздо чаще его можно было увидеть на предприятиях среди тех, чьи интересы профсоюз отстаивал и отстаивает. Не раз мы встречались в различных подразделениях, я слышала, как он выступал с трибун конференций и собраний различного уровня. Говорил всегда по делу и со знанием деталей.
– Профсоюзная работа – это особая сфера деятельности, в ней нет строгих норм и временных границ, – и по прошествии многих лет уверен Александр Тараторин. – Здесь важна душа.

Особый период его жизни – работа в совете ветеранов Московско-Курского отделения МЖД, ставшего к тому времени самым крупным не только на дороге. Ветеранская организация, активизировавшая свою деятельность в рамках всей столичной магистрали, объективно не могла охватить весь её полигон без помощи своих региональных подразделений. И здесь весьма кстати пришёлся профсоюзный и организаторский опыт Александра Ефремовича Тараторина.

Начали с определения структуры региональной ветеранской организации, на учёте в которой состояло 16 тыс. пенсионеров. Из числа авторитетных железнодорожников избрали совет ветеранов, приняли устав региональной общественной организации ветеранов войны и труда, наладили (чем и ныне Александр Ефремович очень гордится) учёт ветеранов. Там, где на узлах и предприятиях не было первичек, их создали заново. Определились и основные направления деятельности, среди которых на одном из первых мест – работа с молодёжью.
– С помощью созданного на Московской железной дороге музея, которым в то время руководил Александр Михайлович Бочков, была налажена работа музеев в Александрове, Кашире, Лихоборах, Люблино, организованы исторические уголки, стенды, установлены памятные доски, стелы, – перечисляет мой собеседник. – Нам помогал и поддерживал во многих начинаниях совет ветеранов МЖД, на первых порах возглавлявшийся Виктором Дмитриевичем Милосердовым, а сейчас – Геннадием Васильевичем Павликовым.

Отойдя по возрасту от активной общественной деятельности, Александр Ефремович Тараторин не порывает связей с Московско-Курским регионом, Московской дирекцией тяги, региональным подразделением профсоюза во главе с Виктором Самсоновым. Он – нередкий гость в локомотивном депо Люблино, в Московском колледже железнодорожного транспорта, одна из площадок которого находится в Люблино. Кстати, его связи с этим учебным подразделением настолько крепки, что в своё время Александр Ефремович не раз выручал меня при подготовке материалов и снимков в газету. За что я благодарна ему и сейчас.
– Моя главная заповедь – не давать себе покоя, – делится ветеран секретом своего долголетия и активности. – А вообще-то у пенсионеров, как правило, времени не хватает. Стараюсь держать себя в курсе событий. Например, сейчас много и совершенно правильно говорится о роли наставничества. Хорошо, что на железной дороге эти традиции живут и развиваются.

Вот такой он, Александр Ефремович Тараторин. Кавалер ордена Дружбы народов и множества медалей, почётный железнодорожник и почётный ветеран Московской железной дороги.

Вера Чубарова
Фото автора



Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        

Выбор редакции

Летний призыв