22 ноября 2019 15:44

Юным железнодорожникам помогают найти себя

Виталий Марункевич, начальник Свердловской Детской железной дороги

В современных условиях дети и подростки должны быстро адаптироваться к новым, всё более высоким требованиям социальной среды. Для этого им требуются хорошие наставники.

Наставничество, или менторинг, – один из методов обучения, когда более опытный специалист делится своими знаниями, умениями и навыками с новичком. При этом акцент делается на практической части. Наставники в основном полагаются на продвижение уже накопленных ими знаний или навыков, а также норм поведения, принятых в коллективе. Проще говоря, учат тому, что знают сами. Кроме того, наставничество позволяет раскрыть потенциал новичка, поддержать его в стремлении узнать много нового и интересного.

Задача наставника – показать подопечному, что ему необходимы новые опыт и знания, заинтересовать в обучении и развитии. Затем необходимо дать новичку знания. Далее наставник также находится рядом, поддерживая и направляя ученика в нужное русло.

Самая эффективная форма наставничества – индивидуальная работа. Она успешно применяется на нашей Малой магистрали во время подготовки юных железнодорожников к конкурсам, соревнованиям, слётам и другим мероприятиям, когда требуется углублённое изучение той или иной темы. Индивидуальный подход используется и во время работы по профориентации подростка, когда необходимо учитывать его личностные качества.

На нашей дороге можно встретить и другие формы наставничества. Например, групповой менторинг, когда один инструктор ведёт группу, называемую единой сменой. Во время теоретических занятий подростки не только получают новые знания. У них формируется представление о том, насколько интересно получать их. В ходе занятий, бесед, экскурсий, викторин, дискуссий, диспутов у ребят складываются доверительные отношения с наставником.

Есть и коллективный менторинг: во время летней практики к инструктору присоединяются прикомандированные работники – машинисты, путейцы, вагонники, движенцы. Все вместе они проводят практические занятия, во время которых подростки закрепляют свои теоретические знания. Успехи и желание получать новые знания и навыки у обучаемых поддерживает целый коллектив наставников.

Практикуется на ДЖД ещё одна форма коллективного наставничества – помощь старших юных железнодорожников младшим. Такой формат обогащает и самого наставника, который стремится самосовершенствоваться для того, чтобы в полной мере удовлетворить запросы тех, с кем он делится опытом.

Опыт нашей дороги показывает, что наставничество – не только одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодого специалиста. Оно может стать эффективной формой ранней профориентации подростка, что в будущем позволит молодому человеку реализоваться.

Я тоже работаю и как наставник, рассказываю детям про путевое хозяйство. Не считаю себя педагогом, потому что мы не учим, а именно помогаем сделать профессиональный выбор, раскрывая личные качества каждого ребёнка и развивая их.

Моя профессиональная деятельность началась с монтёра пути. Потом я окончил университет, стал бригадиром, мастером. Так дослужился до заместителя начальника отделения по инфраструктуре на Свердловской дороге. После этого мне предложили стать начальником Свердловской Детской железной дороги. За время моей работы здесь проведена реконструкция, в результате которой Малая магистраль превратилась в современный комплекс, включающий в себя оснащённый по последнему слову техники центр обучения для юных железнодорожников и привлекательный культурно-досуговый объект для посетителей.

На Всероссийском форуме «Наставник-2018» я вошёл в двадцатку лучших наставников России в номинации «Наставничество в образовании и кружковом движении».


Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        

Выбор редакции

Летний призыв