12 июня 2021 17:33

Последний вокзал империи

Исторический облик и современные возможности

Киевскому вокзалу 18 февраля исполняется 100 лет.
В духе времени

Это последний в Москве вокзал, который был построен в Российской империи. Сейчас он один из самых загруженных в столице и занимает площадь более 38 тыс. кв. м. Его пассажиропоток за сутки составляет более 40 тыс. человек, из них порядка 6 тыс. приходится на «Аэроэкспресс», ещё около 6 тыс. – на поезда дальнего следования. Остальные – пассажиры пригородного сообщения. За год вокзал обслуживает около 17 млн пассажиров, что практически соизмеримо с населением всего Казахстана, занимающего девятое место в мире по площади территории. Здесь работают 190 человек. В сутки через него проходят около 160 пар поездов.

Первое здание вокзала построили в 1899 году. Это было деревянное одноэтажное сооружение площадью 400 кв. м. Москвичи называли это строение «сруб», считая его провинциальным. Но уже в 1912 году в честь 100-летия Бородинской битвы было решено построить новый вокзал, проект которого заказали архитектору Ивану Рербергу. Ему понадобилось четыре года, чтобы возвести здание в стиле неоклассицизма. Строительство велось с 1914 года и закончилось после революции. Первый поезд отправился с вокзала – он тогда назывался Брянским – 18 февраля 1918 года. Перед архитектором стояла непростая задача. Экскурсовод проекта «Москва глазами инженера» Александр Ермолин рассказал, что при строительстве необходимо было решить две задачи: возвести монумент победы над Наполеоном и спроектировать лучший вокзал Первопрестольной. Большинство зданий в начале XX века строилось в стиле модерн, а новое здание вокзала отличалось от остальных – оно воплощало в себе преемственность античности и новой эпохи. Многие конструкции комплекса до сих пор не нуждаются в реставрации, хотя им уже 100 лет. Это вызывает восхищение работой инженеров.

Вокзал строился на деньги общества Московско-Киево-Воронежской железной дороги, логотип которого можно увидеть в залах ожидания. На реализацию проекта было выделено 3,5 млн золотых монет, что по современным меркам эквивалентно более чем 100 млн евро. А строительство всей Московской окружной железной дороги, сегодняшнее Московское центральное кольцо, в 1908 году обошлось в 8 млн золотых монет.Важной датой для вокзала стал 1934 год, когда он был переименован в Киевский. Вокзал пережил две масштабные реконструкции. Первую – в 1947 году, одним из главных изменений которой стало появление дополнительного зала ожидания, первоначально не запланированного. Причём это нововведение было сделано архитектором Вячеславом Олтаржевским, ранее работавшим с Иваном Рербергом. Вторая реконструкция была начата в 2004 году под запуск поездов «Аэроэкспресс». А с 2011 по 2017 год здесь шли большие реставрационные работы.

Архитектурный облик вокзала с течением времени менялся, но в нём сохранились элементы разных стилей: видны знаки победы – лавровые венки, советская символика, обилие элементов стиля ампир.


Чёрные стражники башни

«Я был в 35 странах и видел более 100 вокзальных комплексов, – говорит Александр Ермолин. – Могу с уверенностью сказать, что Киевский не похож ни на один другой, он уникальный. Одна из отличительных особенностей – синтез творчества нескольких очень известных людей. Заслуга Ивана Рерберга в том, что он смог объединить вокруг себя выдающихся специалистов. Например, дебаркадер был сконструирован инженером Владимиром Шуховым. Для такого вида конструкции он необычайно светлый. Он сделан из металла и весит 1,5 тыс. тонн. Росписи делали несколько человек, одним из них был известный художник Игнатий Нивинский. Другим был брат архитектора вокзала Фёдор Рерберг, учеником которого впоследствии стал Казимир Малевич. Скульптурные композиции были выполнены Сергеем Алёшиным. Очень хочется, чтобы перед Киевским вокзалом поставили памятник Ивану Рербергу, ведь на Площади трёх вокзалов есть монументы всех их архитекторов».

С июля 2016 года здесь начали проводить экскурсии. Они пользуются большой популярностью. Александр Ермолин за два года работы ознакомил с красотами и историей вокзала более 3 тыс. человек. «Особенно мне нравятся ставшие уже декоративными краны с холодной и горячей водой. Им тоже 100 лет. Это отличный пример реставрационного окна. Прежде всего такие элементы демонстрируют не только транспортное предназначение вокзала, но и то, что он – объект культурного наследия федерального значения. Моя мечта, чтобы экскурсии водили на все столичные вокзалы», – признаётся экскурсовод.

Одна из архитектурных особенностей Киевского вокзала – 55-метровая башня. Её размер сопоставим с высотой 16-этажного дома. Башню охраняют чёрные железные «стражники» – орлы. Это скульптурная работа Сергея Алёшина. На башне работают огромные механические часы. Подобных в Москве всего трое: первые находятся на Спасской башне Кремля, ещё одни – на здании Центрального телеграфа. Часы были установлены в последние месяцы 1917 года и спустя век по-прежнему заводятся вручную. Они не останавливались ни разу, при этом по сей день все детали часов оригинальные. Часы весят более тонны, длина минутной стрелки – 1,7 м, а диаметр циферблата – 3 м. Были задумки сделать из часов куранты и дать им «голос», но пока не получилось.

В штате вокзала есть специальный человек, который занимается исключительно ими, – часовщик Максут Сафин. За 100-летнюю историю вокзала сменилось не одно поколение часовщиков, и их работа жизненно необходима. Ведь если часовой механизм не заводить пять дней, то он полностью остановится. Максут работает пять дней в неделю – с утра проводит плановую проверку механического сердца башни, а по субботам уже в течение двух лет проводит экскурсии для всех желающих. К часам ведут 175 ступенек, а до крыши башни – 230. Заводит часовой механизм Максут вручную через день. Для этого нужно сделать 20 оборотов шестерёнки, которая приводит в движение 120-килограммовые чугунные гири. Раз в неделю механизм смазывается. Для этого используется автомобильное масло. У часовщика есть напарник, который заводит часы, когда он уходит в отпуск. «Работаю на вокзале более 30 лет, а часовщиком – три года. Очень нравится работа – меня иногда называют хранителем времени, – рассказывает он. – Моя должность уникальна. Механизм часов уже старый, износ большой, поэтому они требуют много внимания. Из-за холода и жары часы иногда капризничают, убегают вперёд. За время моей работы однажды был случай, когда часы за ночь убежали вперёд на четыре минуты. Чтобы привести время в норму, есть ручная доводка. Для настройки точного времени раз в полгода ориентируюсь на часы Спасской башни Кремля». Максут говорит, что общается с часовщиком Центрального телеграфа и тот даже приглашал его в свои владения, но пока не получалось сходить. Но своему коллеге с телеграфа башню Киевского вокзала Максут уже показал.


Искусство приблизилось к народу

Начальник вокзала Денис Захаренков рассказал об изменениях, которые произошли здесь за последнее время. «В последние годы были установлены рамки металлодетекторов, интроскопы, камеры видеонаблюдения. Чтобы попасть на пригородные и на поезда дальнего следования, пассажир должен обязательно пройти досмотр», – говорит он.

В июле прошлого года прошёл конкурс на сдачу в аренду коммерческих площадей. Большую часть из них займёт оператор, который планирует привести на вокзал известные сетевые бренды по питанию. Как раз этого, по мнению Дениса Захаренкова, и не хватало вокзалу.

Пассажиры Киевского порой оказываются в самом центре культурной жизни столицы. Знаковым для вокзала был концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова. В 2011 году в рамках театральной премии «Золотая маска» на перроне и в залах прошёл музыкальный спектакль «Железнодорожная опера». Искусство максимально приблизилось к народу, сделав пассажиров и зрителями, и актёрами одновременно.

Масштабная праздничная программа готовится и в рамках 100-летия комплекса. Какая именно – это пока сюрприз для москвичей и гостей столицы. А увидеть программу можно будет в июне.

Антон Рубас


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28