23 февраля 2019 14:52

Народный начальник

Правило Александра Тюрникова – не обещать, а делать

Александр Тюрников отвечает на Горьковской дороге за кадры и социальную работу уже 17 лет – дольше, чем кто-либо из его предшественников.
Впервые фотография Тюрникова появилась в дорожной газете 37 лет назад. В локомотивном депо Муром, где он тогда трудился помощником машиниста, произошло большое событие: машинист Виктор Зуев, в бригаде которого работал Александр, стал Героем Социалистического Труда.
«Накануне приезда фотокорреспондента мама покрасила мою парадную солдатскую форму, в которой я возвратился из армии, в чёрный цвет, пришила к ней блестящие железнодорожные пуговицы – помощникам тогда форменный китель не полагался. И сказала: помощник у такого человека, как Зуев, на снимке достойно должен выглядеть», – вспоминает Александр Тюрников.

В подписи под той фотографией его даже не назвали по имени: просто написали, что машинист Зуев передаёт ему свой богатый профессиональный опыт. И это было правдой. Работа рядом с героем была хорошей школой. За плечами Тюрникова к тому времени были и десятилетка, и училище, где он осваивал профессию, а Виктор Зуев учил его ответственности, вниманию. В жизни общительный и доброжелательный, в рейсах знаменитый машинист становился жёстким, когда делал замечания, холодно обращался к помощнику «молодой человек» и не допускал отступлений от регламента переговоров. Впрочем, однажды, когда вели пригородный поезд, поблагодарил за внимательность: помощник первым заметил впереди на станции работающий кран, стрела которого могла нарушать габариты пути.

Карьера каждого руководителя на железной дороге складывается по-своему. Но такое начало дало Тюрникову бесценный опыт. Да, потом в его жизни были и институт инженеров железнодорожного транспорта, и Российская академия путей сообщения, и Академия народного хозяйства при правительстве РФ, и Корпоративный университет РЖД, и защита кандидатской по экономическим наукам. Но есть вещи, которым невозможно научиться ни в аудиториях, ни во время совещаний.

Спустя полтора десятилетия после той фотографии Александр Тюрников уже ведал кадровыми и социальными вопросами в Муромском отделении Горьковской дороги, потом руководил этим отделением. Сегодня он вспоминает то время как самое трудное. Это были 1990-е с гиперинфляцией, с неопределённостью в экономических ориентирах, с отсутствием новой техники, с крахом, который внезапно постигал грузовладельцев и партнёров дороги. Часто приходилось искать нестандартные решения, чтобы большое хозяйство работало и не испытывало нужды. Ответственность, внимание, профессионализм начальника были среди тех факторов, которые помогли отделению в одном из кварталов 2001 года стать лучшим в отрасли.

А в следующем году Тюрникова назначили на должность заместителя начальника ГЖД по кадрам и социальным вопросам, которую он и занимает уже семнадцатый год.

Мы все знаем, как непросто жить в эпоху перемен. Но отвечать за десятки тысяч профессионалов, когда вокруг всё меняется, когда упраздняются и создаются предприятия, а дорога должна работать как часы, – ещё сложнее. На структурные перемены, которые произошли в отрасли за годы работы Тюрникова в его нынешней должности, накладывались экономические кризисы, которые приводили к падению погрузки, перевозок, и общий вектор развития транспорта, направленный на рост производительности труда. А это значит, что новая техника, совершенствование технологий и взаимодействие партнёров – дирекций, служб, дочерних и зависимых обществ в итоге должны вести и к удешевлению перевозок, и к сокращению количества работающих, чтобы брать не числом, а умением. В этих условиях от руководителя требуется не просто понимание того, к чему в какой из сфер железной дороги приведёт равнодействующая всех этих процессов. У него должна быть чёткая программа на будущее, надо видеть развитие событий на годы вперёд.

Результаты труда и последствия решений Александра Тюрникова можно увидеть в сухих цифрах. Сегодня предприятия в регионах Горьковской дороги укомплектованы кадрами на 100,6%. Производительность труда за 2017 год выросла на 9,1%, а текучесть кадров снизилась на 0,6%. Причём эти цифры, отражающие работу с кадрами, были благополучными на Горьковской и в самые тяжёлые для экономики страны годы. За этим – продуманный курс, выстроенная стратегия. С того времени, как за кадры на дороге стал отвечать Александр Тюрников, Горьковская почти в 2,5 раза увеличила число целевиков, которых направила на учёбу в вузы. Со многими из них заместитель начальника виделся и разговаривал лично. И все эти студенты – строго будущие инженеры транспорта: экономистов и юристов по целевому набору для ГЖД не готовят – их и так найти легко.

Реконструированы и оснащены новым оборудованием сначала Горьковское, а потом Муромское подразделения учебного центра профессиональных квалификаций. И дорога готовит для себя уже не 30%, а 52% тех, кто занят на рабочих специальностях, – это наиболее экономный вариант решения проблемы подготовки и переподготовки кадров. В основном сформирован и кадровый резерв на руководящие должности. В позапрошлом году на Горьковской магистрали открылся первый на сети дорог социально-кадровый центр. Пилотный для ОАО «РЖД» проект облегчает подбор работников, их оформление на работу и всё кадровое делопроизводство за время их работы.

В ситуацию с кадрами могут неожиданно вмешиваться непредвиденные внешние обстоятельства. Например, на одной из небольших станций в Кировской области молодые специалисты стали отказываться жить в служебном двухквартирном доме. Не из-за отсутствия удобств, с ними всё в порядке: дело в том, что местная власть закрыла в посёлке среднюю школу и фельдшерско-акушерский пункт, а детсада и вовсе не было. Пришлось заместителю начальника дороги думать о технологическом жилье в соседнем городе, хотя оттуда до места работы час-полтора езды.
«Это народный начальник. Приехал, со всеми поговорил и разобрался по совести» – такую оценку Тюрникова довелось услышать около десятка лет назад после ещё одной непростой ситуации. Тогда на дороге решили укреплять технологическую дисциплину среди локомотивных бригад и на одном из предприятий пересмотрели наказания за ошибки и погрешности в ведении поездов за последние полгода, используя данные расшифровки скоростемерных лент. Некоторым локомотивщикам вынесенный ранее выговор заменили на увольнение. Но ведь дважды за один проступок наказывать неправильно. Когда в депо отправился Александр Тюрников, решение в этой ситуации было принято в соответствии и с законом, и со справедливостью. А восстановленные на работе машинисты пообещали ему: работать будут безупречно. И сдержали слово.

Если спросить о Тюрникове ветеранов, они первым делом вспомнят «Поезд Победы» в честь 60-летия со дня окончания Великой Отечественной войны, который впервые снарядили именно на Горьковской дороге. Это была его идея. Пассажирами «Поезда Победы» стали участники войны, которые отправились в путь по самым крупным станциям магистрали. На некоторых станциях встречать поезд собирались по десятку тысяч местных жителей. Паровозный гудок, музыка, цветы, поздравления, слёзы… С 2005 года «Поезд Победы» накануне праздника отправляется в путь каждые пять лет. А на 150-летие Горьковской дороги по крупным станциям магистрали ушёл другой юбилейный поезд. Среди его пассажиров были артисты, которые прямо на перронах играли спектакль о ярких событиях истории ГЖД.

60-летие, которое в эти дни отмечает Александр Тюрников, конечно же, повод ещё раз задуматься о прожитых годах, о том, всё ли идёт так, как мыслилось в молодости.
«Когда я стал руководителем, один из старших товарищей научил важной вещи: люди уважают того, кто не обещает, а делает, – говорит Александр Юрьевич. – Взвешивай возможности и, если их нет, никогда не обнадёживай. А в остальном – важно уважать старших, заботиться о слабых, действовать по справедливости и всё время учиться».

Николай Морохин,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород




Оставить комментарий
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        

Выбор редакции

Летний призыв