04 июня 2020 10:23

Идеи поставят на конвейер

Реализация таких инфраструктурных проектов, как строительство Северного широтного хода, ВСМ Москва – Казань, требует новых проектных решений, в том числе и с использованием прорывных технологий. О них и шла речь на встрече представителей Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО и НП «ОПЖТ» .
– Наш Фонд является сегодня генератором новых решений, – заявил заместитель генерального директора Фонда Алексей Качай на этой встрече.

В основе стратегии Фонда, по его словам, заложен принцип «конвейера инноваций», который обеспечивает путь от лабораторных разработок до массового производства изделий.

Руководитель направления федеральных проектов Фонда Артём Рыбалко рассказал, что в рамках сотрудничества с ОАО «РЖД» Фонд содействует внедрению таких проектов, как электростанции на основе тонкоплёночных модулей солнечных батарей – такая уже работает на вокзале в Анапе, – а также использованию светодиодов при освещении объектов и композитных материалов в опорах и консолях контактной сети и других технологий.

Есть и другие новинки. Так, руководитель проектов ООО «Технология идентификации» Глеб Волков рассказал о преимуществах использования радиочастотных RFID-меток. Их можно наносить на самые труднодоступные детали и узлы подвижного состава, поскольку их считывание выполняется дистанционно. Что немаловажно, RFID-метки не подвержены воздействию внешней среды, коррозии и загрязнению, они сохраняют свои свойства в широком диапазоне температур. Данные метки помогут вести учёт узлов и деталей вагонов.

Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович отметил, что компании «РЖД» нужно брать на вооружение такие технологии маркировки узлов и деталей вагонов, а также современные материалы с антиобледенительными и энергосберегающими свойствами.

Как пояснил генеральный директор ООО «Автостанкопром» Абдурашид Вохидов, в современных антиобледенительных покрытиях используются наносодержащие композиции с антиадгезионными и гидрофобными свойствами. Примечательно, что эти покрытия способны сохранять свои антиобледенительные свойства на протяжении длительного времени (до 720 часов) при температуре до –55 градусов Цельсия. Их целесообразно применять на объектах инфраструктуры в районах Сибири и Крайнего Севера.

На сети дорог, в том числе и на МЦК, наверняка найдут своё применение инновационные энергосберегающие материалы, в частности наноутеплитель, выполненный на основе керамических вакуумных микросфер, о котором рассказал генеральный директор ООО «Научный центр «СТК» Александр Шахов.

Зачастую новшества медленно внедряются из-за отсутствия отлаженных коммуникационных связей между наукой и практикой, считает Валентин Гапанович. Поэтому НП «ОПЖТ» и стало координатором совместных совещаний специалистов ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ» и РОСНАНО. По его мнению, это позволит ускорить дело применения на сети композитных материалов для элементов инфраструктуры, в том числе опор контактной сети, железнодорожных платформ, шумозащитных экранов, которые производит, к примеру, чебоксарская компания «Гален». Продукцию этой компании уже оценили специалисты ОАО «РЖД» – к её бесспорным преимуществам относятся долговечность, низкие затраты на обслуживание, высокие диэлектрические свойства.

Подобную продукцию предлагает ОАО «РЖД» и крупнейший инжиниринговый центр РОСНАНО – ООО «Нанотехнологический центр композитов». Менеджер этого центра Сергей Волков рассказал о возможности усиления конструкций опор системой FIBARM, в основе которой лежит применение углеволокна. А использование полимерных материалов в конструкции консоли контактной сети за счёт диэлектрических свойств применяемого стеклопластика позволяет отказаться от традиционных изоляторов.

Валентин Гапанович сообщил, что ОАО «РЖД» нуждается сегодня в современных разработках во многих сферах, в частности в хозяйстве энергоснабжения: оно требует срочной модернизации, особенно в удалённых регионах Сибири и Дальнего Востока.

Алексей Качай отметил при этом важность надёжной обратной связи между лабораториями РОСНАНО, где зарождаются технические новинки, и потребителями в лице ОАО «РЖД» и производителей железнодорожной техники.
– Я думаю, нам следует в будущем изменить формат наших встреч, – сказал в связи с этим Валентин Гапанович. – Производители железнодорожной техники должны давать на них свои заявки, что они хотят получить от разработчиков на стадии конструирования своего продукта, а инжиниринговые центры в ответ должны предложить свои разработки.

Сергей Евсеев

 


Оставить комментарий
Денис 03.08.2019 01:05:42
Перезвоните мне пожалуйста  8 (812) 747-16-80  Денис.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31