24 сентября 2020 20:59

Я – пятый

На вокзале открылась выставка. Чтобы написать о ней, надо было узнать мнение кого-то из зрителей. Я подошёл к немолодой женщине, которая с интересом рассматривала фотографии. Поздоровался. Произнёс обычную в таких случаях фразу: «Я собственный корреспондент «Гудка» на Горьковской дороге». И женщина вдруг в ответ: «А я дочь собственного корреспондента «Гудка» на Горьковской дороге!»
Спустя несколько дней в моём корпункте мы пили чай и вместе рассматривали небольшой архив публикаций, фотографии одного из моих предшественников – Льва Иванова.
«Это было очень трудным, хлопотным делом, – рассказывала за чаем его дочь Варвара Иванова. – Он много работал. А вечером после ужина нередко отправлялся на вокзал, чтобы передать статью и фотографии с ночным поездом в Москву. Многие материалы были острыми, иногда начинался конфликт с руководителями дороги. После одного из них у отца был тяжёлый сердечный приступ. Но вы о себе расскажите – мне же тоже интересно».

Я пятый за 80-летнюю историю Горьковской дороги собкор «Гудка». Если честно, в начале 1990-х в мои планы не входило работать в газете. Думал, буду писать книги о традиционной культуре поволжских народов, вести занятия в университете, ездить в научные экспедиции. Однако один из знакомых позвал в дорожную газету, где не хватало журналистов. Решился.

А спустя какое-то время ушёл на пенсию собкор «Гудка». Место его пустовало не один год. Сотрудников дорожной газеты просили: «Пишите и для «Гудка». Я занялся этим с удовольствием. И Владимир Чистов, руководивший тогда корсетью, однажды позвонил мне и предложил стать собкором.
«Гудок» я помню с детских лет. Его выписывал и читал один из моих родственников – путеец. И по тому, как эта газета соседствовала у него с «Известиями», «Комсомолкой», я понимал: это очень весомая центральная газета. Убедился я в этом снова уже взрослым человеком, когда оказался в дорожной газете. «Гудок» всегда оставался большим, серьёзным, не терпящим желтизны или легкомыслия. Без политиканства. На его страницах были серьёзные, достойные работящие люди. Те, о ком, кажется, уже давно забыли большинство изданий и телеканалов. А я всегда понимал, что именно перед ними в долгу. Потому что их общим трудом создаётся окружающая реальность.

Настал момент – я переступил порог редакции и встретил доброжелательных людей, с которыми вместе мне захотелось работать. Познакомился с собкорами и оценил братство, которое объединяет этих людей, разделённых тысячами километров и очень-очень редко друг друга видящих.

Варвара Иванова передала мне фотографию самого первого собкора – Александра Кондратьева. Когда перед войной к СССР присоединили западные территории, он отправился в долгую командировку в Белосток в качестве собкора. В июне 1941 года Кондратьев пропал без вести. Было известно, что успел сесть в поезд, уходивший на восток, и всё.

Жизнь второго собкора – Александра Букаева – тоже оборвала война. Он проработал всего несколько месяцев. В 1942-м выпросил в редакции командировку на фронт, на сформированный в Горьком бронепоезд «Козьма Минин», и погиб под Тулой на станции Чернь во время бомбардировки. Я съездил на эту станцию. Постоял в зале ожидания перед вывешенной там фотографией Букаева. А потом начальник станции отвела меня к братской могиле бойцов бронепоезда: «Мы их помним, и этой весной снова посадили здесь цветы».Там есть и имя журналиста «Гудка» Букаева.

Лев Иванов, третий собкор, пришёл на эту должность в 1943 году и проработал 33 года. Его отличала здоровая журналистская строптивость. Именно поэтому он имел уникальный для своего времени набор наград – три ордена «Знак Почёта». Тогда рядовых журналистов ещё награждали орденами. Иванова не награждать было нельзя: он работал слишком хорошо. Но вопреки всем правилам ему всякий раз давали последний по значимости советский орден.

Преемником Иванова, четвёртым собкором, стал фронтовик Александр Юданов, который вдобавок оставил после себя книгу об истории дороги.

Теперь моя очередь. Я работаю в «Гудке» уже почти 18 лет. Я написал книги не только о культуре народов Поволжья, но и об истории нашей дороги. Заниматься журналистикой сегодня тоже по-своему непросто. Но стараюсь не разочаровывать дочь собственного корреспондента «Гудка».

Николай Морохин,
собкор «Гудка»
на Горьковской
дороге

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31